Геологи связали периоды похолодания климата Земли с появлением залежей смектита

Геологи связали периоды похолодания климата Земли с появлением залежей смектита
Земля во время ледникового периода, wikipedia.org

Геологи из США выяснили, что образование крупных залежей морского глинистого минерала смектита, было одним из факторов, которые вызвали четыре длительных периода похолодания климата за последние полмиллиарда лет, сообщает ТАСС.

Проведенные исследователями расчеты показывают, что эпизоды накопления смектитов на дне Мирового океана в последние 500 млн лет возможно послужили одной из причин начала длительных периодов оледенения и похолодания климата.

В ходе изучения специалисты обнаружили закономерности того, почему многие ледниковые периоды в истории Земли происходили сразу после того, как в тропических регионах Земли к поверхности литосферы поднимались так называемые офиолиты, фрагменты древней океанической коры.

Ученые детально изучили последствия поднятия офиолитов к поверхности планеты и обнаружили, что этот процесс приводит к ускоренному формированию смектита. Так геологи называют глинистые минералы, состоящие из множества прослоек силикатов, чьи частицы имеют пирамидальную форму.

Нечто похожее, как показывают изотопные замеры образцов древних морских осадочных пород, происходило примерно 450 и 374 млн лет назад, в конце ордовикского и во второй половине девонского периода, а также в конце девонского периода (358 млн лет назад) и в начале пермской эры (300 млн лет назад).

Последний эпизод образования достаточно крупных залежей смектитов, по мнению геологов, мог произойти 3-5 млн лет назад, когда начался четвертичный ледниковый период, закончившийся лишь 12-15 тыс. лет назад.