Идентифицирован ген человека, который предотвращает передачу большинства вирусов птичьего гриппа к людям

Global look press

Ученые обнаружили, что ген, присутствующий в организме человека, предотвращает переход большинства вирусов птичьего гриппа от птиц к людям. Ген присутствует у всех людей и может быть обнаружен в легких и верхних дыхательных путях, где размножаются вирусы гриппа. Это уже было известно ученым, но противовирусные способности гена являются новым открытием, сообщает «the guardian».

Шестилетнее исследование, проведенное Центром вирусных исследований MRC-Университета Глазго, показало, что ген BTN3A3 является мощным барьером против большинства вирусов птичьего гриппа.

Хотя и относительно редко, некоторые штаммы вируса птичьего гриппа периодически пересаживаются на людей. Два из последних случаев H5N1 были зарегистрированы у работников птицефабрик Великобритании в мае этого года. Случаи заболевания людей птичьим гриппом H5N1 были впервые обнаружены в Гонконге в 1997 году. С 2003 года во всем мире Всемирная организация здравоохранения сообщила о 873 случаях инфицирования людей H5N1. Из них 458 человек погибли.

Исследование показало, что некоторые вирусы птичьего и свиного гриппа имеют генетическую мутацию, которая позволяет им избегать блокирующих эффектов гена BTN3A3 и заражать людей. Отслеживая историю пандемий гриппа человека и связывая устойчивость к гену с ключевыми типами вирусов, исследователи пришли к выводу, что все пандемии гриппа человека, включая испанский грипп 1918 года и пандемии свиного гриппа 2009 года, были результатом штаммов, устойчивых к BTN3A3.

Открытие, как ожидается, будет иметь немедленное практическое применение. «Теперь, когда ученые обнаруживают случаи птичьего гриппа, они могут взять мазок у больных птиц и выяснить, может ли вирус преодолеть ген BTN3A3, просто посмотрев на его последовательность и определив, может ли этот вирус с большей или меньшей вероятностью заразить людей. Если вирус действительно может преодолеть защищающий человека BTN3A3, то следует ввести более строгие меры для предотвращения заражений людей.

Исследование также смогло ретроспективно выявить увеличение числа генно-устойчивых вирусов опасных для человека.