Какие богатства скрывают льды Антарктиды

Какие богатства скрывают льды Антарктиды
Спутниковое составное изображение Антарктиды. Dave Pape, Общественное достояние, wikimedia.org

Международный научный комитет по изучению Антарктики (SCAR) сообщил о завершении проекта GeoMAP по созданию полной интерактивной геологической карты Ледового континента. Впервые удалось собрать данные обо всех горных породах, выходящих на поверхность в свободных ото льда регионах Антарктиды, сообщает РИА Новости.

Принцип построения геологических карт заключается в том, что на топографическую основу наносят выходящие на поверхность горные породы. В Антарктиде это проблематично. Из 14 миллионов квадратных километров общей площади всего 50 тысяч — менее одного процента — свободно ото льда. Тем не менее даже для этой небольшой территории размером чуть больше Московской области до последнего времени не было единой геологической карты.

В инициативную группу по обновлению геологической карты Антарктики GeoMAP (Geological Mapping Update of Antarctica) вошли исследователи из США, Норвегии, Италии, Соединенного Королевства, Австралии, России и Новой Зеландии. Возглавил проект Саймон Кокс из новозеландского Королевского научно-исследовательского института (GNS Science).

Всего в работе участвовали специалисты из 14 стран. Сложнее всего оказалось составить единую для всего континента легенду. Геологические карты обычно основаны на комбинированном геохронологически-литостратиграфическом методе, при котором цветом показывают возраст пород, а буквенными индексами — их тип и состав. В ситуации, когда выходы пород разнесены друг от друга на десятки и сотни километров, а их возраст определен порой очень приблизительно, сделать это было весьма непросто.

Теперь интерактивная геологическая карта доступна на сайте GNS Science. Разработчики считают, что база будет обновляться и совершенствоваться с каждым новым открытием. В Антарктиде еще много областей, которые пока не посетил ни один геолог и где только предстоит провести картирование.

На востоке Антарктиды ученые обнаружили одни из самых древних пород на Земле. Их возраст — около четырех миллиардов лет. Такие же породы есть в Австралии, Южной Африке. Все эти территории входили в состав самого первого континента, существовавшего в архее 3,6-2,8 миллиарда лет назад.

Ученые уже установили, что 100-65 миллионов лет назад в Антарктике было очень тепло, ледников не существовало и по всему континенту росли тропические леса. В осадочных отложениях этого возраста геологи повсеместно находят остатки окаменевших деревьев и теплолюбивых животных, включая динозавров. Примерно 40 миллионов лет назад началось глобальное похолодание, а 34 миллиона лет назад основную часть Антарктиды покрыли ледники. На протяжении последующего времени объем их менялся.

Сегодня в антарктическом ледниковом щите в буквальном смысле заморожено до 90 процентов всей пресной воды, имеющейся на планете. Ученые предполагают, что недра южного континента благодаря богатой геологической истории могут содержать и другие полезные ископаемые.

Известные на материке месторождения пока представлены каменными углями и железистыми кварцитами в Трансантарктических горах и в районе Принс-Чарльз. Окраинные моря, омывающие берега Ледового континента — это древние осадочные бассейны, перспективные на углеводороды. Геологи предполагают, что в Антарктиде должны быть скопления золота, платины, олова, меди, никеля, молибдена, бериллия, редкоземельных элементов, алмазов.

В 1991-м страны подписали Мадридский протокол, запрещающий любые работы, связанные с поиском, разведкой и разработкой ресурсов на территории Антарктики.

Срок действия запрета истекает в 2048-м. Если его не продлят, интерес к минеральным ресурсам Ледового континента вспыхнет с новой силой, и детальная геологическая карта станет основой для их поисков.