Экологические итоги недели: На Европу движется радиоактивное облако из Украины; магнитная буря достигла Земли

Фото: Олеся Аверьянова, Аргументы недели

Как стало известно из нового доклада Всемирной Метеорологической Организации (ВМО), опубликованного на прошлой неделе, в ближайшие пять лет Землю ожидает глобальное повышение температуры. Это обусловлено климатической моделью, известной как Эль-Ниньо. Пока рекорд самого жаркого года на Земле был установлен в 2016 году. По словам синоптиков, существует 98% вероятность того, что хотя бы один из следующих пяти лет превысит этот показатель, что может иметь далеко идущие последствия для здоровья, продовольственной безопасности, управления водными ресурсами и окружающей среды.

18 мая стало известно, что российские войска уничтожили огромные запасы снарядов с обедненным ураном под Хмельницким, а возникшее в результате взрывов радиоактивное облако движется в сторону Западной Европы.
Британский постпред в ООН признала, что страна десятилетиями применяла обедненный уран, боеприпасы с которым недавно были поставлены Украине. Несмотря на умеренную радиоактивность (излучение обедненного урана на 60% меньше, чем у природного), он остается опасным. Вся проблема в его высокой химической токсичности.

По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, рост радиоактивности уже зафиксировали в Польше. Согласно розе ветров, облако также угрожает Румынии. Всю неделю воздушные потоки направлены именно в западном направлении, и есть вероятность, что облако может преодолеть Ла-Манш. В Роспотребнадзоре, в свою очередь, сообщили, что ведут постоянный мониторинг радиационной обстановки в России на фоне сообщений о радиоактивном облаке на Украине. По данным ведомства, превышений радиационного фона на территории РФ не зафиксировано.

Что касается территории Украины, то радиоактивные частицы в течение половины суток могли распространяться на Хмельницкую, Тернопольскую, Ровенскую, Волынскую, Львовскую, Житомирскую, Киевскую, Черкасскую области и попасть в грунтовые воды и колодцы, а также на сельхозземли.

Особенность воздействия урановой пыли из сердечников не будет видна сразу. Проблемы начнутся в перспективе: общее ухудшение самочувствия, рост онкозаболеваний, рождение детей-уродов. Ввиду своей токсичности, даже мизерное попадание таких частиц в организм способно серьёзно подорвать здоровье.

В новом исследовании ученые из США подсчитали, что более половины озер мира активно теряют воду в последние три десятилетия. Уровень воды во многих водоемах начал меняться в результате растущей индустриализации, роста численности населения, постройки большого числа гидротехнических сооружений, интенсификации сельского хозяйства и из-за глобального потепления. Международный коллектив климатологов изучил спутниковые снимки двух тысяч крупнейших озер мира и обнаружил, что объем воды значительным образом упал более чем в половине (53%) этих водоемов по сравнению с замерами начала 1990-х годов. В среднем крупнейшие озера мира ежегодно теряли около 26 млрд тонн воды в последние три десятка лет.

Подобные потери особенно сильно затронули многие озера и водохранилища в странах Средней Азии, Ближнего Востока, в Финляндии, Канаде, Австралии, Бразилии, а также в европейских регионах России, озеро Байкал и в северо-восточных регионах Китая. При этом в некоторых регионах Юго-Восточной Азии и российского Дальнего Востока объем озер несколько вырос, а не уменьшился за прошедшие три десятилетия.

Как отмечают исследователи, главной причиной уменьшения объема для большинства озер (44%) выступали изменения в уровне осадков и речных стоков, однако при этом рост температур и учащение засух (31%), и антропогенная активность (14%) также играли важную роль в этих процессах.
К числу главных жертв деятельности человека, в частности, относятся Аральское море, Каспийское море, Мертвое море, Солтон-Си и озеро Мар-Чикита в Аргентине.

21 мая новая магнитная буря достигла Земли, которая постепенно перерастет в шторм. Вторую магнитную бурю прогнозируют на 23-26 мая. Пик геомагнитного шторма придется на 24 мая - в этот день магнитное поле будут раскачивать геомагнитные удары силой 4-5 баллов.

В конце месяца возможны незначительные возмущения магнитного поля Земли, связанные с ростом скорости солнечного ветра на уровне земной орбиты. Согласно прогнозам, Солнце находится в состоянии критического напряжения. Прогнозируется, что 28–31 мая магнитные бури снова усилятся и могут отрицательно повлиять на здоровье метеозависимых людей. Частые симптомы - головные боли, обострения, связанные с сосудами, сердцем и нервной системой.

Читайте также: «Биологи бьют тревогу: от крысиного яда на полях погибают тысячи диких животных и птиц».