Ученые обнаружили невиданные ранее мозговые волны после чтения мыслей осьминогов

Карибский рифовый осьминог (Octopus briareus) охотится ночью на коралловом рифе на Кюрасао. Wild Horizons / Universal Images Group через Getty Images, livescience

Осьминоги обладают мозговыми волнами, которые никогда раньше не наблюдались у животных, наряду с другими, похожими на те, которые обнаружены у людей.

Новаторское исследование зафиксировало первые в истории записи мозга свободно движущихся осьминогов и было выполнено путем имплантации электродов в мозг животных и подключения их к регистраторам данных под кожей. Записи дали ученым самые первые намеки на работу головоногих моллюсков, сообщает «live science».

Осьминоги и их близкие родственники головоногие моллюски, такие как кальмары и каракатицы, были предметом восхищения среди биологов с третьего века нашей эры, когда римский писатель и натуралист Клейдиус Элиан отметил их «ясно видимые» характеристики «озорства и ремесла».

Осьминоги и другие головоногие моллюски уже давно изучаются из-за их интеллекта. Животные обладают замечательной памятью, отлично умеют маскироваться; интересуются своим окружением, наблюдали, как они используют инструменты для решения проблем, и, как показывает рябь цветов, вспыхивающая на их коже во время сна, даже думают, что они видят сны.

Однако в умы осьминогов может быть трудно заглянуть. Щупальцы-руки существ могут дотянуться до любой части их бескостного тела, поэтому они не только могут легко схватить и отделить любой инвазивный объект слежения, но и нет очевидного места, в котором можно было бы закрепить записывающие устройства, которые могут обнаруживать мозговые волны.

Чтобы обойти это, исследователи хирургическим путем вставили медицинские устройства слежения в головы трех содержащихся в неволе осьминогов, поместив легкие регистраторы данных, часто используемые на птицах, между их глазами, прежде чем подключить их к электродам, вставленным в область мозга осьминогов, ответственную за обучение и память.

Затем ученые записывали осьминогов в течение 12 часов, пока существа спали, ухаживали за собой и исследовали свой аквариум.

Записанные паттерны мозговых волн удивили ученых во многих отношениях. Прежде всего, исследователи обнаружили мозговые волны, которые были очень похожи на те, которые были обнаружены в гиппокампе человека.

Это намекает на конвергентную неврологическую эволюцию, когда два отдельных животных развивают одну и ту же черту независимо друг от друга, поскольку последним общим предком человека с осьминогами был плоский червь, траливший морское дно, который жил около 750 миллионов лет назад и не обладал ничем, кроме рудиментарного мозга. Исследователи также обнаружили мозговые волны, известные тем, что контролируют циклы сна и бодрствования у других животных.

Наряду с более знакомыми мозговыми волнами исследователи также обнаружили те, которые они никогда раньше не видели в записях; Длительные и медленные, они повторялись всего два раза в секунду. Ученые не уверены, для чего используются эти загадочные мозговые волны, и потребуется больше записей, пока осьминоги выполняют поставленные задачи, чтобы полностью отобразить их, говорят исследователи.