> Реставраторы обнаружили 2 700-летнюю наскальную резьбу времен, когда Ниневия была самым ослепительным городом в мире - Аргументы Недели

//Общество Природа 13+

Реставраторы обнаружили 2 700-летнюю наскальную резьбу времен, когда Ниневия была самым ослепительным городом в мире

28 декабря 2022, 16:53 [ «Аргументы Недели» ]

Враги прячутся в камышах во время болотистой битвы. Британский музей, CC BY-NC-SA, theconversation.com

Археологи на севере Ирака, работая над воротами Машки и Адад в Мосуле, которые были разрушены военными действиями в 2016 году, недавно обнаружили 2 700-летние ассирийские рельефы. С военными сценами и деревьями, эти наскальные рисунки добавляют к изобилию подробных каменных панелей, раскопанных с 1840-х годов, многие из которых в настоящее время хранятся в Британском музее, сообщает «Тhe conversation».

Они происходят из древнего города Ниневии, который в течение некоторого времени был, вероятно, самым ослепительным в мире.

Есть свидетельства оккупации на этом месте уже к 3000 г. до н.э., эпоха, известная как поздний период Урук. Но именно при царе Сеннахириме (705-681 гг. до н.э.), сыне Саргона и деде Ашшурбанипала, Ниневия стала столицей Ассирии, величайшей державы своего времени.

Перенося столицу, Сеннахирим не делал ничего нового. Традиционно ассирийской столицей был Ашур (от которого мы получаем слово «Ассирия»), но в 800-х годах до нашей эры политическая столица была перенесена в Калху (Нимруд). Отец Сеннахирима, Саргон, впоследствии построил себе совершенно новую столицу, Дур Шаррукин.

Подобные инициативы демонстрировали авторитет монарха, делая явные претензии на новый порядок вещей. Они также служили для того, чтобы отодвинуть центр власти от элитных семей, чье влияние накапливалось с течением времени.

Но такие шаги могут иметь неприятные последствия. Саргон погиб на поле боя, и его труп так и не был найден. Это национальное бедствие, по-видимому, было основным фактором, который заставил его преемника, Сеннахирима, покинуть недавно основанный город своего отца и отметить свое величие в другом месте.

Таким образом, Ниневия стала синонимом ассирийской власти. Когда впоследствии он пал перед коалицией вавилонян и мидян в 612 г. до н.э., израильские пророки, чьи общества сильно пострадали от ассирийской агрессии, не могли сдержать своего ликования.

Библейская книга Наума содержит обширное пророчество (хотя и написанное после этого события) о падении Ниневии. Книга Ионы, между тем, рассказывает, что Иона был послан в этот город, чтобы предупредить жителей о страшных последствиях их разврата.

Сеннахирим ничего из этого не знал. Он принялся за то, чтобы сделать свой город настолько великолепным, насколько мог, окружив его огромной стеной, очертания которой до сих пор можно увидеть с воздуха. Строго говоря, пределы города были окружены двумя стенами, внутренней и внешней, вместе охватывающими площадь более семи квадратных километров.

Двум стенам были даны названия – «Стена, грозность которой покрывает врага» и «Стена, которая ужасает зло» – на шумерском языке. Они были пронзены 18 монументальными входами, в том числе воротами Машки и Адад. В последние дни города, около 612 г. до н.э., эти ворота были поспешно сужены, чтобы сделать их более защищенными.

В древности в городском пейзаже доминировали курганы Куюнджика (название, полученное в османский период, вероятно, от турецкого koyuncuk или «маленькие овцы») и Nebi Yunus.

В Неби Юнусе, согласно мусульманской традиции, находится гробница пророка Ионы. Куюнджик - это место, где Ашшурбанипал собрал свою библиотеку клинописных табличек. Раскопанный между 1840-ми и 1930-ми годами, это, пожалуй, наш самый важный источник для современного понимания древней месопотамской культуры.

Надписи Сеннахирима на глиняных призмах хвастаются, что его украшение города также включало в себя великолепные сады. Ассириолог Стефани Далли в своей книге 2015 года «Тайна висячего вавилонского сада» предполагает, что это был фактический источник сообщений о висячих садах Вавилона, поскольку греки перепутали один месопотамский город с другим.

Богатые частные граждане могли владеть садами внутри города, и все его сады могли извлечь выгоду из акведука, который Сеннахирим построил, чтобы доставить воду из реки Гомель в реку Хоср. Это единственное такое сооружение, известное с доримских времен.

Письменные источники дают представление о том, как это место, должно быть, было шумным и процветающим. Историк Марио Ливерани в своей книге 2013 года «Древний Ближний Восток» оценивает, что население города при Сеннахириме составляло около 100 000 человек.

Ассирийские царские надписи часто подчеркивают жестокую сторону империи, например, когда Ашшурбанипал сообщает, что он приковал мятежника в цитадели Ниневии вместе с медведем и собакой (к счастью, не предоставляя никаких дополнительных подробностей). Но в равной степени были рынки и ремесленники, прорицатели и фестивали.

ША


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте