Археологи сделали важное открытие в Аксумском царстве, крупной древней державе в Северо-Восточной Африке, определив две церкви вскоре после обращения аксумцев в христианство. Это одни из первых церквей в Королевстве, достоверно датируемых этим ключевым периодом, сообщает «phys.org».
Аксумское королевство управляло большей частью северного Африканского Рога в первом тысячелетии нашей эры, простираясь от Эфиопии до Аравии, и было важным современником Римской империи. Как и их средиземноморский сосед, аксумский лидер — король Эзана — обратился в христианство в 4 веке нашей эры, но надежно датированные церкви этого периода редки.
Однако две церкви из важного аксумского порта Адулис в современной Эритрее помогают заполнить этот пробел. Одним из них является сложный собор, в комплекте с остатками баптистерия, который расположен недалеко от центра города и был впервые раскопан в 1868 году. Другой, впервые раскопанный в 1907 году, находится на востоке и имеет кольцо колонн, которые показывают, что у него когда-то был купол.
Спустя более ста лет с тех пор, как эти церкви были впервые раскопаны, археологи повторно исследуют эти здания с помощью современных методов. Доктор Габриэле Кастилья из Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana является частью команды, проводящей радиоуглеродное датирование на месте. Эти новые данные позволили ученым точно реконструировать их историю.
«Это исследование предоставляет один из первых примеров аксумских церквей, раскопанных с помощью современных методов и хронологических данных, полученных из современных методов датирования», - сказал доктор Кастилья.
Исследование показало, что строительство собора началось между 400-535 годами нашей эры, в то время как купольная церковь была построена в 480-625 годах нашей эры. Это делает их одними из самых ранних надежно датированных церквей в Аксумском королевстве и старейшими, известными за пределами центральных районов столицы. Это свидетельствует об относительно быстром распространении христианства через Аксумское царство.
«Наличие точной хронологии для этих церквей является ключом к пониманию того, как процесс обращения в христианство сформировал географическую и культурную область», - сказал д-р Кастилья.
Важно отметить, что здания показывают, что распространение христианства не было результатом какого-то одного фактора, такого как мандат короля Эзаны. Церкви имеют элементы из многих традиций, отражающие различные влияния на обращение царства. Купольная церковь, например, уникальна в Аксумском королевстве и, по-видимому, вдохновлена византийскими церквями. Между тем, собор построен на большой платформе в аксумской традиции.
Церкви также могут пролить свет на более поздний приход к исламу. Адулис претерпел период постепенного упадка, и церкви в конечном итоге вышли из употребления. Доктор Кастилья обнаружил, что это не конец их жизни - собор был вновь присвоен в качестве мусульманского могильника. Продолжающееся использование существующих священных мест может указывать на то, что обращение региона в ислам также является многокультурным явлением, причем местные обычаи смешиваются с новой религией.
«Это один из первых случаев, когда у нас есть материальные доказательства повторного присвоения христианского священного пространства исламской общиной», - сказал д-р Кастилья.
Вместе эти здания показывают, что религиозная история Африканского Рога была космополитичной, с различными группами, влияющими на распространение верований.