Что общего у осьминога и человеческого мозга

Что общего у осьминога и человеческого мозга
Осьминоги имеют сложные «камерные» глаза, как видно здесь у молодого животного. Фото: Нир Фридман, phys.org

Головоногие моллюски, такие как осьминоги, кальмары и каракатицы, являются высокоинтеллектуальными животными со сложной нервной системой. Ученые давно задавались вопросом, почему такая сложная нервная система смогла развиться только у этих моллюсков, сообщает «phys.org».

Международная команда во главе с исследователями из Центра Макса Дельбрюка и Дартмутского колледжа в Соединенных Штатах выдвинула возможную причину. Ученые объясняют, что осьминоги обладают значительно расширенным репертуаром микроРНК (миРНК) в своей нервной ткани, что отражает аналогичные события, которые произошли у позвоночных.

«Это то, что связывает нас с осьминогом», — говорит профессор Николаус Раевский, научный директор Берлинского института медицинской системной биологии Центра Макса Дельбрюка (MDC-BIMSB), руководитель лаборатории системной биологии генных регуляторных элементов и последний автор статьи. Он объясняет, что это открытие, вероятно, означает, что микроРНК играют фундаментальную роль в развитии сложного мозга.

В общей сложности было обнаружено 42 новых семейства миРНК, особенно в нервной ткани и в основном в мозге. Учитывая, что эти гены были сохранены во время эволюции головоногих моллюсков, команда приходит к выводу, что они были явно полезны для животных и, следовательно, функционально важны.

«Это третье по величине расширение семейств микроРНК в животном мире и крупнейшее за пределами позвоночных. Чтобы дать вам представление о масштабах, устрицы, которые также являются моллюсками, приобрели всего пять новых семейств микроРНК с момента последних предков, которых они делили с осьминогами, в то время как осьминоги приобрели 90».

Устрицы точно не могут похвастаться своим интеллектом.

С эволюционной точки зрения осьминоги уникальны среди беспозвоночных. У них есть как центральный мозг, так и периферическая нервная система, которая способна действовать независимо. Если осьминог теряет щупальце, даже после этого она остается чувствительной к прикосновениям и все еще может двигаться.

Причина, по которой осьминоги единственные в развитии таких сложных функций мозга, может заключаться в том, что они используют свои щупальцы (руки) очень целенаправленно — например, в качестве инструментов для открытия раковин.

Осьминоги также демонстрируют другие признаки интеллекта: они очень любопытны и могут запоминать вещи. Они также могут узнавать людей и на самом деле любить некоторых больше, чем других. Исследователи теперь считают, что они даже видят сны, так как они меняют свой цвет и структуру кожи во время сна.

«Говорят, если вы хотите встретить инопланетянина, отправляйтесь в дайвинг и подружитесь с осьминогом». Интерес к осьминогам растет во всем мире, в том числе среди исследователей поведения, - говорят специалисты.