Мир захватывает ещё одна серьёзная проблема, связанная с экологией рек. В результате многоуровневых исследований было установлено, что около 25% из них содержат высокую концентрацию лекарств, отпускаемых по рецепту и без такового. Причем их содержание уже приблизилось к токсичному уровню. Многочисленные пробы и анализ полученных результатов проводила группа, возглавленная доктором Джоном Уилкинсоном из Йоркского университета.
Доктор Уилкинсон, раскрывая суть своих исследований, сказал: «Мы знаем, что уже более двух десятилетий фармацевтические препараты проникают в водную среду, где они могут влиять на биологию живых организмов». Группа учёный выделила в отобранных пробах значительную концентрацию 61 активного фармацевтического ингредиента (АФИ) в 1052 местах в водах 258 рек, расположенных в 104 странах на всех континентах планеты. Пробы были отобраны во всех государствах-членах Европейского Союза, где есть реки. Самая тщательная работа была проделана в США. Здесь была взята 81 проба в 29 реках в восьми штатах: Колорадо, Флорида, Гавайи, Айова, Миссури, Невада, Нью-Йорк и Техас. Всё это результат потребления фармацевтической продукции примерно 471,4 миллиона человек во всем мире.
Пробы брались и в тех местах, где люди точно не употребляют лекарства, выпущенные промышленным или лабораторным способом. Например, это было сделано в Венесуэле вблизи от деревни коренного племени Амазонки - Яномани. И наоборот пробы отбирались в местах, где фармакологические продукты используются активно, включая Дели, Сеул, Нью-Йорк, Киншасу и Лондон.
Учёные обнаружили, что самые высокие концентрации активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) в пробах воды были в Африке к югу от Сахары, Южной Азии и Южной Америке, в Лахоре, Пакистан, в Ла-Пасе, в Боливии и, в Аддис-Абебе в Эфиопии. Чаще прочих ингредиентов в пробах находили: атенолол (бета-блокатор), карбамазепин (противоэпилептическое средство), цетиризин и фексофенадин (антигистаминный), циталопрам, десвенлафаксин и венлафаксин (антидепрессант), габапентин (противосудорожное средство), лидокаин (анестетик), метформин и ситаглиптин (антигипергликемический), напроксен (противовоспалительное), темазепам (бензодиазепин для лечения бессонницы) и триметоприм (антимикробный).
Наибольшая их концентрация обнаруживалась в местах сбросов сточных вод в реки, особенно в засушливых районах. Исследователи пришли к выводу, что это бесспорно идёт во вред здоровью человека, в том числе и потому что образуются болезнетворные микроорганизмы стойкие к лекарствам.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует, что к 2050 году эти новые патогены будут убивать до 10 миллионов человек ежегодно. Причём некоторые из них ранее могли быть совершено безопасными для людей инфекциями. Вышеуказанное явления создаёт дополнительную нагрузку на мировую экономику в размере 100 триллионов долларов.
Конечно же эти медикаменты оказывают влияние на всё виды жизни, что обитают в водной среде. Учёные заявили, что очень часто в пробах находили карбамазепин (принимают эпилептики), несколько реже – метформин (лекарство для тех, кто страдает диабетом второго типа). Эту тройку лидеров замыкает кофеин.
Эксперты указывают, что принимаемые человеком лекарства усваиваются только частично, от остального организм очищается естественным образом и оно попадает в канализацию. Фармингредиенты очень сложно отфильтровать, в данном случае современные очистительные сооружения оказываются не эффективны. Следовательно значительная часть лекарств попадает в реки, водоносные горизонты, ручьи и в результате оказываются в водозаборах, оттуда поступают в системы водоснабжения и возвращаются в человеческое жильё.
После открытия пенициллина многие болезни как бы отступили, но победа оказалась временной. Постепенно болезнетворные организмы приспосабливаются. В результате возникает эффект их устойчивости к противомикробным препаратам (УПП). Получается, что к любому «оружию» человека микробы приспосабливаются, и тот вынужден создавать новое. То есть, бактерии, вирусы, грибки и паразиты со временем меняются и больше не реагируют на лекарства.
АФИ в водных системах опасны не только для человека, но и для экосистем. Но, к сожалению, пока не разработаны государственными надзорными органами ПДК для содержания АФИ в воде. А так, на минуточку, фармацевтические препараты в России продаются применено на сумму в 2 трлн руб. в год, можно себе только представить какой объём лекарств запушен в оборот в нашей стране. И он год от года только растёт.
В нашей стране инициатором исследований концентрации АФИ в водоёмах занимается «Мосводоканал». По данным российских учёных в пробах, отобранных в водохранилищах и других водоёмах в среднем, обнаруживается порядка 96 различных лекарственных веществ.
В реках, впадающих в Балтийское море, наиболее часто встречаются диклофенак и этинилэстрадиол. Наличие последнего в водоёмах влияет на организм рыб, в печени которой появляется белок вителлогенин.
В пробах, отобранных в японских реках, очень часто находят противогриппозные препараты. Особенно их концентрация повышается в период с января по март. Та же картина наблюдается и в России во время эпидемиологических периодов.