Часть каталога потерянных звезд Гиппарха найдена спрятанной в средневековом пергаменте

Легендарный звездный каталог Гиппарха, который считался утерянным, был обнаружен спрятанным в средневековом пергаменте, который первоначально хранился в библиотеке православного монастыря Святой Екатерины на Синае, Египет.

Ученые обнаружили то, что, по-видимому, является частью давно потерянного звездного каталога Гиппарха — самой ранней известной попытки составить карту всего неба — скрытой под христианскими текстами, сообщает «Аrkeonews».

Гиппарха, греческого астронома, часто называют «отцом астрономии». Среди других достижений ему приписывают открытие прецессии Земли (как она колеблется на своей оси) и вычисление движений Солнца и Луны. Согласно историческим текстам, Гиппарх также, как полагают, составлял звездный каталог где-то между 162 и 127 годами до нашей эры.

Ученые искали этот каталог на протяжении веков. Теперь, благодаря технике, называемой мультиспектральной визуализацией, они нашли то, что, по-видимому, является первыми известными остатками звездного каталога Гиппарха.

Мультиспектральная визуализация — это метод, который принимает видимые изображения в синем, зеленом и красном цветах и объединяет их с инфракрасным изображением и рентгеновским изображением объекта. Это может обнажить крошечные пигментные пятнышки, а также скрытые надписи или рисунки, которые были покрыты несколькими слоями краски или чернил. Например, исследователи ранее использовали этот метод, чтобы раскрыть скрытый текст на четырех фрагментах свитков Мертвого моря, которые в то время считались пустыми.

Большинство из 146 листов рукописи, которые первоначально принадлежали греческому православному монастырю Святой Екатерины на Синайском полуострове, Египет, в настоящее время находятся во владении Музея Библии в Вашингтоне, округ Колумбия. Страницы содержат Codex Climaci Rescriptus, сборник сирийских текстов, написанных в десятом или одиннадцатом веках. Но кодекс — это палимпсест: пергамент, который был очищен от старого текста писцом, чтобы его можно было повторно использовать.

Метод обнаружил в общей сложности девять листов, относящихся к астрономии, которые были написаны между пятым и шестым веками, включая не только отрывок Эратосфена о мифах о звездах, но и известное стихотворение (Phaenomena, написанное около третьего века до нашей эры), которое описывает созвездия.

При изучении полученных изображений, ученые однажды заметили то, что оказалось координатами созвездия Северной Короны.

Но мог ли Гиппарх быть автором этого отрывка? Авторы приводят ряд доказательств, которые, по-видимому, связывают текст с греческим астрономом, хотя они не решаются присвоить тексту конкретную атрибуцию. Например, некоторые данные записаны странным образом, который согласуется с единственной другой частью работы Гиппарха, которая была сохранена. Наблюдения, записанные в тексте, скорее всего, были сделаны около 129 г. до н.э., когда Гиппарх работал над своим каталогом, согласно анализу астрономических карт авторов.