Производство комплектующих для электромобилей – весьма грязный процесс, но «зелёные» это намеренно игнорируют
25 сентября 2022, 10:20 [«Аргументы Недели», Мария Шарковская ]
Электромобили продвигаются как решение для устранения пресловутого углеродного следа и соответственно, для борьбы с «изменением климата». Впрочем, как мы не раз уже доказывали борьба с углеродом, по инициативе резко позеленевшего ради новых прибылей Запада, никакого отношения к изменению климата не имеет и иметь не может. А вот экологические проблемы загрязнения при добыче лития для воплощения в жизнь «зелёных» программ, могут привести к разрушению целых экосистем и отравлению грунтовых и речных вод, что ставит под сомнение верность «зеленой» ориентации вообще.
Европейские правительства в настоящее время стимулируют производство электромобилей, одновременно наказывая индустрию по добыче и переработке ископаемого топлива. Однако, производство лития, который используется в аккумуляторах для электромобилей невероятно разрушителен для окружающей среды и настолько далёк от «зеленой» повестки, насколько можно себе представить.
Большинство литий-ионных батарей, производимых сегодня, поступают из Китая Австралии, Аргентины и Чили и требуют водоемких операций по добыче полезных ископаемых, которые разрушают природную среду.
Процесс добычи лития истощает грунтовые воды и оставляет после себя токсичные стоки, которые загрязняют поля и наносят вред дикой природе. Кстати, он высвобождает 15 000 килограммов выбросов углекислого газа на каждую тонну лития, который извлекается. Говорю это для тех, кто считает углеродный след и пытается убедить всех, что углекислый газ вреден для человечества, не обращая никакого внимания на его полезность, увеличения урожайности и необходимость данного газа для биоты земли в целом. Абсолютно смехотворное с точки зрения научных обоснований Парижское соглашение, пытается нам рассказать, что антропогенные выбросы влияют на климат. Экологией, конечно, нужно заниматься и у человека масса проблем, связанных с загрязнениями, но это экология и не имеет никакого отношения к климату.
Существуют серьезные экологические риски для извлечения лития, как ископаемого сырья, для производства литий-ионных аккумуляторов. Большая часть лития добывается из глин солончаков. Из подземных месторождений богатую литием воду выкачивают с помощью мощных насосов и пропускают через очистительные бассейны для повышения содержания металла в рассоле. Когда он добывается из соляных шахт, рабочие должны бурить в солончаках и откачивать соленый, богатый минералами рассол. Последний помещается в большие бассейны, вода из них естественным образом испаряется. Остаётся осадок солей калия, марганца, лития, которые необходимо отфильтровать. Этот процесс загрязняет близлежащие водоносные горизонты и снижает уровень грунтовых вод, уничтожая источники воды в местной среде.
Процесс добычи лития занимает несколько месяцев. И он вытесняет ценные водные ресурсы и оставляет после себя токсичный след из сточных вод и токсичных осадков. Для производства одной тонны лития требуется около 500 000 галлонов (2 273 046 литров) воды. Когда горнодобывающие компании направляются в такие страны, как Чили, они оставляют регион без огромных запасов пресной воды, от чего страдают местные общины.
По данным Института энергетических исследований, чилийский солончак Салар-де-Атакама является одним из самых сухих мест на Земле, то есть в стране и так есть проблемы с водными ресурсами. Но, иностранным горнодобывающим компаниям разрешено использовать до 65% запасов пресной воды в регионе.
После того, как рассол удаляется из солончаков, уровень грунтовых вод автоматически падает, нарушая естественный поток воды, который необходим для колодцев и сельского хозяйства. Эти крупномасштабные сбои всегда можно списать на «изменение климата», поскольку литиевая горнодобывающая промышленность продолжает развиваться в угоду западной «зелёной повестке». И эти господа, обвиняющие углерод во всех мыслимых и немыслимых грехах, по сути, губят местные экосистемы в регионах, где добывается сырьё для производства всего того, что обеспечивает «зелёную повестку» в странах коллективного Запада.
Например, в мае 2016 года река Лици была загрязнена литиевым рудником Gangizhou Rongda. В результате в ней вымерла вся рыба, а берега покрылись трупами диких и сельскохозяйственных животных.
В ближайшем будущем не литий, а чистая пресная вода будет самым ценным ресурсом и это очевидно.
А теперь, внимание: «зелёная повестка» в состоянии погубить наши - российские экосистемы, в частности, в Дагестане. Для налаживания добычи лития на территории России, и импортозамещения в этой сфере говорят о необходимости созыва консорциума с участием институтов, предприятий и представителей регионов. Такое предложение было озвучено на недавнем совещании при президиуме РАН «Литиевое сырье и возможности освоения редкометальных ресурсов Республики Дагестан» при участии бывшего президента РАН А.М. Сергеева, главы Республики Дагестан С.А. Меликова и др.
Россия занимает 3 место в мире по запасам лития, но при этом продолжает импорт этого минерала. Тем временем, как сообщает и.о. директора Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН член-корр РАН Р Хамизов, в 2022 г. в связи с санкциями Чили и Аргентина прекратили поставки лития в Россию. Чувствуя назревающий мировой литиевый кризис, прекратил поставки и Китай. Импортозамещающим решением может стать добыча лития в Республике Дагестан. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/).
РАН поясняет: «В рамках реализации соглашения активно обсуждают вопросы развития сельского хозяйства, сохранения водных ресурсов региона. Как пример – река Терек протекает по территории 6 регионов, в их числе - Дагестан. Мы планируем в рамках большого совместного проекта с Минобрнауки по исследованию водных ресурсов России уделить внимание и проблемам, связанным с Тереком».
Литий имеет чрезвычайно ограниченный ресурс, и не зря называется редкоземельным, поэтому решение по его использованию для хранения энергии, по мнению многих именитых учёных – большая ошибка, надо искать другие варианты. Не стоит забывать, что через десяток лет утилизация литиевых аккумуляторов и батарей станет серьёзной проблемой.