В духе ежегодного мониторинга, проводимого Кембриджским университетом по возникающим проблемам сохранения, 30 экспертов со всего мира собрались вместе, чтобы оценить потенциальное воздействие на океанские и прибрежные экосистемы в течение следующего десятилетия в спектре человеческой деятельности, сообщает «Тhe guardian».
Их анализ фокусируется на множестве экологических факторах, но мы остановимся на 10 больших проблемах.
Пожары. Повышенная частота и тяжесть пожаров на суше могут иметь каскадные последствия, поскольку ветер и дождь переносят сажу, питательные вещества, металлы и другие побочные продукты ожогов на побережья и океаны.
В некоторых случаях эти вещества могут повысить продуктивность океанических растений. Но нарушения, которые они вызывают, также могут изменить баланс жизни, что затрудняет выживание некоторых видов, таких как кораллы.
Подкисление океана. Более сильные штормы, вызванные изменением климата, наряду с развитием, дноуглубительными работами, таянием вечной мерзлоты и другими факторами, увеличивают количество отложений и питательных веществ в океанских водах и увеличивают рост водорослей. Это может снизить способность солнечного света проникать в глубокие воды и изменять химический состав воды.
Токсичные металлы попадают в океан из промышленных отходов и нарушения ранее загрязненных отложений штормами и деятельностью человека. По мере увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере океан поглощает больше газа, а его вода подкисляется. Кислотность, в свою очередь, может увеличить способность морских организмов поглощать металлы.
В некоторых местах, где металлы являются ограничивающим фактором, например, в глубоком океане, это может увеличить рост фитопланктона. В других местах металлы могут быть токсичными для океанских организмов и загрязнять двустворчатых моллюсков, которых мы собираем и едим, потенциально вызывая проблемы со здоровьем человека.
Сдвиг полюсов. Потепление океанских вод заставляет океанические организмы двигаться к полюсам в поисках более прохладных условий, причем сдвиги происходят в пять раз быстрее, чем те, которые происходят на суше.
В некоторых случаях другие виды, которые лучше переносят жару, могут переместиться, чтобы заполнить пустоту. Но в некоторых местах на экваторе биоразнообразие океана фактически уменьшается, и вокруг меньше растений и животных, чтобы сохранить экосистему здоровой, устойчивой и способной удовлетворить потребности человека в пище.
Голод жирных кислот. Рыбы, особенно медленно растущие виды, которые населяют холодную воду - являются большим источником незаменимых жирных кислот (НЖК), важного компонента рациона человека. Рыбы, в свою очередь, получают НЖК из фитопланктона.
Поскольку изменения климата вызывают потепление океанских вод, фитопланктон, вероятно, приведет к меньшему количеству НЖК, а ареалы рыб могут измениться таким образом, чтобы уменьшить их способность глотать эти соединения. Это может иметь неблагоприятные последствия не только для рациона питания человека, но и для других форм жизни океана, которые зависят от фитопланктона и рыбы, поедающей фитопланктон.
Белковый потенциал. Белок, называемый коллагеном, используется для изготовления косметики и других потребительских товаров. В настоящее время он добывается в основном из домашнего скота, но по мере роста спроса производители могут обратиться к богатым коллагеном океанским животным, таким как губки, медузы и акулы.
Положительным моментом является то, что эта тенденция может стимулировать разведение губок, уменьшить воздействие нежелательных медуз и обеспечить использование частей добытой рыбы, которые в противном случае были бы выброшены. Но опасения вращаются вокруг сокращения стимулов избегать вылова непромысловых видов в коммерческом океаническом рыболовстве.
Потребность в плавательном пузыре. Рынок сушеных плавательных пузырей, предмета роскоши в некоторых культурах, растет. Вылов рыбы, направленный на удовлетворение спроса, уже способствовал исчезновению по меньшей мере трех видов.
По мере сокращения популяций давление может смещаться на родственные виды, создавая «каскадный эффект», который также подвергает риску эти виды. И повышенный спрос угрожает не только целевым видам, но и нецелевым акулам, черепахам и другим морским организмам, которые случайно пойманы вместе с ними.
Угроза масштабного промысла. По мере увеличения промыслового давления на океан все чаще вылавливаются среднеглубокие виды. Проблема в том, что это также виды, которые помогают перемещать углерод в организмах, которые они едят.
Литиевая вода. Бум спроса на литий для батарей, таких как те, которые используются в электромобилях, заставляет горнодобывающие интересы обращаться к глубоким океанским водам, которые содержат значительное количество ценного металла. С появлением технологий концентрации лития добыча является надвигающейся реальностью - потенциально опасными видами, живущими в редких и экстремальных условиях.
Рост электромобилей и других «зеленых» технологий, требующих аккумуляторов, увеличивает использование кобальта, никеля и других микроэлементов. Эти элементы представляют опасность загрязнения прибрежных океанских отложений, поскольку они выщелачиваются с производственных площадок и свалок, что может иметь последствия для морской жизни.
Города на море. Разговоры о строительстве городов в океане усилились в последние годы. Выгоды для человечества будут заключаться в новых источниках энергии, обильной воде для гидропонного сельского хозяйства и многом другом, но проблемы управления будут вероятны.
Есть также обратная сторона для жизни в океане: плавучие города могут помочь анемонам, морским ежам и другим морским организмам, которые живут, по крайней мере, часть своего жизненного цикла на скалистых приливных поверхностях, мигрировать в более безопасные места перед лицом изменения климата. Но они также могут способствовать распространению угрожающих биоразнообразию инвазивных видов.
Пластик. Биоразлагаемые пластмассы полезны, потому что они могут предотвратить накопление мусора в океанской среде. Но как насчет компонентов, на которые превращаются материалы?
Скорость, с которой такие материалы выходят на рынок из-за потребительского спроса, в некоторых случаях ограничивает тестирование последствий деградации продуктов, открывая дверь для потенциальных проблем с токсичностью в морской среде.