Папирус Дервени считается самой старой разборчивой рукописью Европы, все еще существующей сегодня. Это древнегреческий свиток папируса времен правления Филиппа II Македонского, скорее всего, между 340 и 320 годами до нашей эры, сообщает «arkeonews».
Открытие предоставляет новую информацию о древней философии до Сократа и было провозглашено «самым значительным новым свидетельством о греческой философии и религии, появившимся на свет со времен Возрождения».
Он был найден в 1962 году во время строительных проектов недалеко от Дервени, примерно в 10 километрах от Салоников и недалеко от крошечного древнего поселения под названием Лете в Греции.
Так называемые «гробницы Дервени», все, кроме одной, не были разграблены. Карбонизированный рулон был обнаружен на плитах, которые покрывали гробницу Дервени, вместе с останками от кремации умершего.
Папирус сильно обуглился, и только в 2006 году текст был расшифрован, и аллегорические комментарии, и древние религиозные учения, которые он содержал, были раскрыты, что вызвало больше вопросов и вызвало споры.
Папирус Дервени был датирован между 350 и 320 годами до нашей эры. Автор документа неизвестен, хотя некоторые ученые предполагают Евтифрона из Проспалты, Диагора из Мелоса и Стесимброта из Тасоса в качестве возможных кандидатов.
Работа представляет собой философский трактат о природе богов, космогонии, теории души и природе религиозных ритуалов. По мнению ЮНЕСКО, текст имеет глобальное значение, поскольку он отражает универсальные человеческие ценности, такие как необходимость объяснения мира, желание принадлежать к человеческому обществу с известными правилами и агония противостоять концу жизни.
Папирус Дервени имеет огромное значение не только для изучения греческой религии и философии, которая является основой для западной философской мысли, но и потому, что он служит доказательством ранней датировки орфических поэм, предлагающих отличительную версию досократовских философов.
В папирусе древняя философия не ограничивается необходимостью объяснения вселенной и жизни в целом, но и проявляет стремление принадлежать к сообществу и смириться со смертью.
Текст описан Центром эллинистических исследований Гарвардского университета следующим образом:
«Эсхатологическое учение о богомоле; содержание разделено между религиозными наставлениями о жертвоприношениях богам и душам и аллегорическим комментарием к богословской поэме, приписываемой Орфею. Мировоззрение автора философское, отображающее, в частности, физическую систему, близкую к системе Анаксагора, Атомистов и Диогена Аполлонии. Его аллегорический метод интерпретации особенно интересен, часто напоминая игривую ментальную и этимологическую акробатику Сократа, как это видно из «Кратила» Платона.
Папирус Дервени теперь имеет в общей сложности 26 колонн после того, как еще четыре колонны были расшифрованы благодаря новым технологиям.