Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество  → Природа 13+

В Риме появился новый музей для найденных сокровищ, прежде чем они вернутся домой

, 13:22

В Риме появился новый музей для найденных сокровищ, прежде чем они вернутся домой
Фото: Соцсети

Музей спасенного искусства в Италии демонстрирует древности, которые были разграблены или иным образом потеряны, прежде чем они вернутся в учреждения в регионах, из которых они были взяты, пишет «nytimes».

В прошлом месяце итальянские чиновники открыли здесь новый музей, название которого задает высокую повестку дня: Museo dell'Arte Salvata, или Музей спасенного искусства.

Оказывается, спасенное искусство — это широкий термин, и музей продемонстрирует множество способов, которыми произведения искусства могут быть спасены — от воров, от обломков землетрясений и других национальных бедствий, от древних кораблекрушений в Средиземном море или от разрушительных времен опытными реставраторами Италии.

Министр культуры Италии Дарио Франческини заявил на открытии музея, что он «покажет миру превосходство нашей работы» во всех этих областях.

Но показательно, что первая выставка музея, которая продлится до 15 октября, посвящена восстановлению награбленного искусства и отдает дань уважения итальянскому полицейскому отряду по краже крэк-арта — Командованию карабинеров по защите культурного наследия. Подразделению приписывают возвращение в Италию тысяч произведений искусства, эффективно препятствуя «черному рынку археологических артефактов», объясняет панель на выставке.

Около 100 экспонатов — греко-римские вазы и скульптуры и даже монеты, датируемые с седьмого века по третий век до нашей эры — выставлены в музее, который был установлен в пещеристом зале, который был построен как часть ванн Диоклетиана и теперь присоединен к Национальному римскому музею.

Их пребывание на выставке здесь, однако, будет чем-то вроде пит-стопа.

В течение многих лет политика министерства культуры Италии заключалась в том, чтобы вернуть восстановленные артефакты в музеи, ближайшие к месту, из которого они, вероятно, были разграблены, процесс, который иногда может включать в себя трудную дедуцию, учитывая тайный характер раскопок.

Так, например, когда разграбленная мраморная статуя Вибии Сабины, жены Адриана, была передана Музеем изящных искусств в Бостоне в 2006 году, она была возвращена на его виллу в Тиволи (хотя в наши дни она временно экспонируется в Риме, демонстрируется Торговой палатой).

Задача определить, куда должны вернуться артефакты в этом новом музее, ляжет на команду археологов и экспертов.

«Я думаю об этом как о музее раненого искусства, потому что выставленные здесь работы были лишены контекста открытия и принадлежности», - сказал Стефан Верже, директор Национального римского музея, под надзор которого попадает новый музей.

Винченцо Беллелли, новый директор археологического парка Черветери, сказал, что это было «мужественное решение» и «просвещенная политика, которая дала местным музеям новые возможности» для расширения их привлекательности— сказал он.

Работы, выставленные в настоящее время там, были изъяты окружной прокуратурой Манхэттена у музеев, аукционных домов и частных коллекционеров в Соединенных Штатах, действуя на основе доказательств, предоставленных карабинерами относительно их незаконного происхождения.

В декабре прошлого года 200 экспонатов были переданы итальянским чиновникам, передача, описанная как крупнейшая репатриация реликвий из Америки в Италию, и такое значительное возвращение «потребовало выставки», сказал Массимо Осанна, глава дирекции музеев министерства культуры.

«Мы уже работаем над новой выставкой, потому что у нас так много интересного материала», - сказал он.

Пояснительные панели, расположенные внутри витрин, обобщают десятилетия расследований со стороны карабинеров, которые часто приводили к уголовному преследованию и последующему возвращению незаконно полученных товаров. И указаний пальцем на музеи и коллекционеров, которые — непреднамеренно или нет — подпитывали этот черный рынок. По большей части десятки ваз и кувшинов, статуй и монет представлены в соответствии с типом и потенциальным происхождением, а не коллекциями, из которых они были вывезены.

Выставка в музее стала своеобразной «скобкой в жизни объекта», добавил он. «Фаза беззакония закончилась, и теперь начинается новая жизнь».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram