> Жители Кузбасса: живём на бочке с порохом, ни живым здесь нет мира, ни мёртвым - Аргументы Недели

//Общество Природа 13+

Жители Кузбасса: живём на бочке с порохом, ни живым здесь нет мира, ни мёртвым

Шуточка: даёшь стране угля – обходится россиянам слишком дорогой ценой и серьёзными проблемами

8 мая 2021, 11:43 [«Аргументы Недели», Мария Шарковская ]

Россия добывает каменного угля в год 400 млн т, более половины этого вала идёт на экспорт. По словам президента РФ этот ресурс должен идти на повышение благополучия людей, для создания современной комфортной среды для жизни. На деле, увеличение добычи угля в Кузбассе создаёт более чем реальную угрозу здоровью местных жителей. В Киселёвске уголь добывается открытым способом. Карьеры и отвалы разрезов находятся в непосредственной близости от жилых кварталов. По информации, поступившей с места, под поселками тлеют подземные пожары, дома взрываются от проникающего внутрь метана. Власти и владельцы угольных предприятий получают высокую прибыль от добычи угля, но не делают ровным счётом ничего для «повышения благополучия людей и создания современной комфортной среды для жизни». Об этом в видеоматериале рассказывает ТК «Настоящее время».

УГОЛЬНАЯ ПЫЛЬ ВЕЗДЕ

Житель Киселёвска Георгий Чичендаев рассказал телеканалу, что раньше можно было выйти на двор набрать снега, растопить его и полученную воду использовать для хозяйственных нужд. Из парилки выбегали и прыгали в снег без боязни. Сейчас этого никто сделать не рискнёт. В наши дни снег в Киселёвске хорошо сдобрен угольной пылью. Сейчас в этом городе уголь добывают открытым способом, куда не пойди встретишь глубочайшие карьеры. Местные жители существуют на фоне взрывов и грома большегрузной техники. Над городами возвышаются горы отвалов. Раньше были шахты, теперь копают карьеры, ветры здесь дуют так, что угольная и прочая пыль летит в сторону жилой части Киселёвска. Георгий без обиняков назвал сложившуюся ситуацию – экологической катастрофой. И тут же добавил: «Это настоящий геноцид населения». Руководство угледобывающих предприятий на жалобы и требования от людей о переселении отвечает хамски: «А зачем мне вас переселять, я сейчас создам такие условия, что вы сами отсюда разбежитесь». Получается, что слова Владимира Путина о «повышении благополучия людей и создания современной комфортной среды для жизни», для местных князьков – не указ. По признанию Георгия Чичендаева, кто может – уезжают, в первую очередь молодёжь.

Раньше обещали, что на карьерах будет использоваться система пылеподавления, но к выполнению обещаний руководство подошло формально. Многие открытые объекты, зачастую не предусмотренные проектом, находятся вне зоны действия систем пылеподавления. Контролирующие производственный процесс организации закрывают глаза на все безобразия, творящиеся здесь. По свидетельству местных жителей перед контрольными замерами загрязнения воздуха предприятия останавливают свою работу на несколько суток. Поэтому пробы не показывают истинного состояния атмосферы в городе. А в это время угольная пыль проникает по всюду. Она покрывает не только улицы крыши и фасады домов, но и просачивается в жилые помещения. Местная жительница Екатерина Амзина, ранее она преподавала в Профтехучилище, готовила подземных разработчиков. По её мнению, в воздухе Киселёвска летает вся таблица Менделеева. Ещё один местный житель Анатолий Попов пожаловался на болезнь его лёгких и на то, что его мучает отдышка. Его репортёры застали в момент переезда. На обустройство на новом месте власти предложили людям смехотворно мизерную компенсацию в 1 млн 400 тыс. рублей. На эту сумму сложно вообще приобрести хоть какое-то жильё, а прочие расходы чиновниками вообще не учитываются.

Роберт Чегодаев то же из местных, пенсионер. Он сообщил журналистам: «Приходится уезжать, а что делать, здесь все так испохабили, что жить не возможно. Раньше было не заснуть грохот, рамы оконные вылетали во время взрывных работ в карьерах». Он сознался, что пытался добиться правды. И посетовал, что людей желавших отстаивать свои права сразу предупредили, что против руководства угледобывающей компании идти опасно. Роберт сам провёл расследование и выяснил, что некоторые карьеры разрабатываются незаконно, без утверждённого на то проекта и без получения соответствующего разрешения. А местные судебные органы при подаче соответствующих жалоб заявляют, что все нормально. «Власть и бизнес у нас в один клубок спелись», - с горечью заявил пенсионер. Местные жители чуть ли не в один голос обвиняют чиновников и суды в коррупции.

МЕТАН И ПОДЗЕМНЫЕ ПОЖАРЫ

Из-за технологических ошибок разработчиков под землей воспламеняется уголь, эти пожары могут возникать где угодно и под жилыми домами. Надежда Мочегова была свидетелем возгорания большого угольного пласта. Тушение проводилось, как всегда, на авось, нет уверенности что реально пожар потушен. Сохраняется опасность провалов и новых возгораний. В отчаянии жители Киселёвска обратились через интернет к правительству Канады о предоставлении им статуса беженцев. Позже они признались, что это был жест отчаяния. Нет, не в Канаду хотели попасть люди, им важно было, чтобы их услышали в Кремле. И надо признать кратковременный эффект от этой акции был. В Киселёвск соизволил приехать кемеровский губернатор. Но всё закончилось на его визите, дальше слов и очередных обещаний дело не пошло. Отчаявшихся людей ошельмовали и забыли о них.

Возникает старый русский вопрос – как быть дальше? В городе наблюдается всплеск онкологических заболеваний (официальная статистика о том умалчивает). Но люди видят, как умирают от рака их родственники, знакомые и соседи. Кого официальная статистика хочет обмануть? Тех людей, кому просто не куда деваться, они бы уехали, но не в состоянии себе этого позволить по экономическим причинам. Больно видеть, как дети катаются на почерневших снежных горках.

Жительница населённого пункта Ленинск Кузнецкий - Наталья Васильева рассказала, как сгорела её мать, из-за подземного выхода метана. Старушка хотела затопить печь, только зажгла спичку и объемный взрыв произошёл в её доме. Метан поднимается на поверхность из подземных шахт через трещиноватости в породе и грунтах. Интересно, это о таком благополучии людей говорил президент, возможно есть другие люди о чьем благополучии пекутся наши власти? Да, был проект выселения людей их этой так называемой «красной зоны», но, о нём очень скоро забыли. После гибели Галины Александровны Сорокиной власти проимитировали активность поставили близ её дома вагончик – «штаб», вреде бы как – осуществляющий контроль. Однако никаких реальных действий не последовало, а «штаб» очень быстро свернули. «На этом контроль закончился», - поведала Наталья Васильева.
Многие дома в поселке имеют трещины в стенах. Наталья рассказала: «По ночам слышно, как под землёй работает комбайн». И тут вспоминаются слова пенсионера Роберта Чегодаева: «По закону, на одном месте может быть либо жилье, либо добыча угля». Выходит, что в отечестве нашем есть правильные законы, но не для всех, видать, они писаны.

Игорь Кононов в прошлом подземный горномонтажник, монтировал механические комплексы очистных сооружений. За долгий труд заработал пенсию инвалидную 13 400 рублей, да инвалидность. Он рассказал, что при выработке вынимаются угольные пласты и образуется пустота, потом образовавшиеся полости начинают усаживаться, некоторые схлопываются. Оттуда, на поверхность поднимает метан, который попадает в дома людей, отравляет их или может воспламениться. Чтобы это предотвратить возводятся дегазационные установки, которые являются дренажом для метана. Из труб этих установок постоянно вьётся белесый дымок, похожий на пар – это смесь тёплого воздуха и ядовитых газов, которая, как вы понимаете, попадает в атмосферу. Местами просто бурится скважина и в неё вставляют дренажную трубу, которая отводит метан из-под земли, таким образом, вроде бы как, обеспечивается безопасность жилых домов. Местные вынуждены сами беспокоиться о себе перед топкой печи несколько раз проветривают дома, чтобы избавиться от метана и живут в постоянном страхе -провалиться под землю. Кузбассовец Георгий Чичендаев хлёстко высказался о бытие на своей родине: «Не живым здесь нет мира, ни мертвым».

НАУКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ

Учёные свидетельствуют, что в районах добычи угля в атмосферу выделяется метан, вредоносная пыль и радиоактивный газ радон. Особо опасным моментом является возникновение эндогенных (подземных) пожаров в выработанных шахтах, в результате вырабатываются в значительных количествах: всё тот же радон, окись и двуокись углерода, водород, ряд тяжелых углеводородов. Все это «богатство» из-за фильтрационно – диффузионных процессов при нагреве угля и пород, под воздействием паров воды и рудничных газов попадает в действующие выработки и поднимается к поверхности земли по макротрещинам горного массива и аэродинамическим каналам выработанного пространства.

Кроме того, возможно схлопывание пустот, образовавшихся после выработки угольных пластов. Что приводит к обвалам и смещениям пород высокого заложения. Такое явление напоминает подземные толчки. Если оно происходит в местах плотной застройки, то практически неизбежны обрушения зданий и других инженерных сооружений.

Поэтому не должно быть жилых построек не только над действующими шахтами, но над выработанными. При добыче угля открытым способом главным вредоносным фактором является угольная и отвальная пыль, которая поражает органы дыхания, слизистую оборочку и глаза, а также неблагоприятно влияет на состояние кожного покрова.

Последствием долгого воздействия вышеуказанных веществ на организм человека: могут быть легочные и ишемические заболевания, тромбоз и образование злокачественных опухолей.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте