О новых подходах к национальной политике, разделении полномочий с регионами и других особенностях работы ФАДН России президенту Гильдии межэтнической журналистики Маргарите Лянге рассказал руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь БАРИНОВ.
- Буквально в последний рабочий день прошлого года вопреки серьёзному дефициту бюджета была принята Госпрограмма реализации национальной политики до 2025 года – единственная столь масштабная инициатива 2016 года. Известна скептическая позиция Минфина и Минэкономразвития в отношении трат на нацполитику: первое ведомство отличилось тем, что пару лет назад вообще обнулило бюджет на эту тему, второе в упор не хочет видеть этнический компонент в перечне социально значимых услуг. Как же вам удалось убедить коллег?
– Ключевым стало сначала решение председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, который нас поддержал, а затем и поручение о завершении разработки государственной программы президента Владимира Владимировича Путина, которое вошло в перечень поручений по итогам Совета по межнациональным отношениям. То, что такая госпрограмма необходима, было ясно давно: в многонациональной стране, где живут 193 народа, государство должно уделять внимание проблеме межнациональных отношений. Иначе возникают конфликты: сначала мелкие, а потом и большие. А когда разные аспекты реализации Стратегии государственной национальной политики объединяются в единый программно-целевой и финансовый механизм – госпрограмму, это повышает эффективность её реализации. Вот мой главный аргумент. Хотя процесс убеждения коллег из федеральных органов исполнительной власти, которые участвуют в Плане реализации Стратегии государственной национальной политики, а таких 19, был очень тяжёлым, но нам удалось отстоять свою позицию.
– В регионах жалуются, что из-за сложного экономического положения в местных бюджетах сильно урезали расходы на проекты по гармонизации межнациональных отношений. Что вы им посоветуете? Сидеть ждать, угрожать повторением «Бирюлёво» и «Манежки», что-то ещё?
– Более гибко подходить к реализации своих полномочий: привлекать негосударственный, некоммерческий сектор, использовать возможности финансово-промышленных групп, которые работают на их территории. Кроме того, повышать эффективность расходования выделяемых денежных средств. Анализ региональных программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, показывает их невысокую эффективность. Самим регионам надо выстроить чёткую систему работы по вопросам межнациональных отношений. Большее внимание уделять общегосударственным праздникам, направленным на укрепление единства страны. Сегодня только 10–15 субъектов из тех, которые получили деньги из федерального бюджета, собираются их потратить, в том числе и на укрепление общероссийской гражданской идентичности. И конечно, это неправильно, потому что для всех нас главное – единство многонационального народа, нашей страны. Отвечая на вопрос по поводу секвестрования средств региональным бюджетам, скажу следующее: несмотря на общее секвестрование бюджета, именно средства, предусмотренные на субсидии регионам, нам удалось сохранить практически на планируемом ещё в рамках ФЦП уровне. В этом году в рамках распределения субсидий регионы получат 347,4 миллиона рублей.
– Раз заговорили о субсидиях, то расскажите чуть поподробнее о системе распределения средств в этом году. Сейчас получается, что 25 лучшим регионам дают 30% от общей суммы, 35 худшим – 70%, а те, кто в серединке, вообще ничего не получают. Не боитесь спровоцировать соревнование за право быть худшими?
– Нет. Состояние межнациональных отношений – один из основных критериев оценки эффективности губернаторов, один из важнейших факторов национальной безопасности. А изменять систему распределения средств господдержки было необходимо: предыдущая была далека от идеала, т.к. в ней не было прямой взаимосвязи между качеством региональной программы и потребностью в средствах, связанных с проблемами, которые есть в конкретном регионе. Средства получали в основном те субъекты, у которых дела обстояли более-менее благополучно с точки зрения экономики и социальной сферы – деньги к деньгам. Активность самих субъектов была крайне низкой. Благодаря системной работе с субъектами показатели участия регионов стали повышаться: в 2015 году поддержку из федерального бюджета на реализацию программ по укреплению единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений получили 43 субъекта, а в 2016‑м – уже 53, в 2017-м получат 62, включая Крым и Севастополь. В конце прошлого года у нас было поручение правительства об изменении механизма распределения субсидий субъектам, была упразднена конкурсная основа, теперь правила распределения субсидий утверждаются федеральным законом о бюджете.
В новых правилах мы применили принцип дифференцированного подхода к финансированию субъектов с учётом такого индикатора, как доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в общей численности граждан в Российской Федерации (показатель ФСО, утверждённый Указом Президента РФ). Понимая, что выбранный подход не идеален, что сфера национальной политики имеет специфику и к ней не применим общий подход, уже сейчас прорабатываем совместно с правительством вопрос усовершенствования механизма распределения субсидий и планируем его применение уже в следующем году. Однако скажу сразу – я противник «размазывания каши тонким слоем по тарелке» – это неверный подход не только в области национальной политики. От «уравниловки» надо уходить везде, а особенно в межнациональной сфере: направлять деньги туда, где они наиболее важны. Поэтому мы и применили дифференцированный подход, пытаясь направлять средства в те регионы, где они нужнее, где выявлены наиболее острые проблемы.
– Одно из направлений, закреплённых госпрограммой за ФАДН России, – миграционная политика. Совершенно непонятно, как вы будете этим вопросом заниматься, если вся инфраструктура по приёму мигрантов находится в ведении МВД?
– Вы совершенно правильно заметили, что программа социокультурной адаптации мигрантов, прямо скажем, недоработана. На данный момент за правовое урегулирование в сфере миграции отвечает правопреемник Федеральной миграционной службы – Министерство внутренних дел. Наша задача – содействие национально-культурным автономиям в социокультурной адаптации мигрантов. Но парадокс в том, что сейчас вообще нет нормативно-правового регулирования социокультурной адаптации мигрантов. И именно поэтому президент дал два поручения: наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями по социокультурной адаптации мигрантов и разработать соответствующий закон. Работу над законом мы начали с понятийного аппарата и распределения полномочий между федеральным центром и субъектами.
– В здравоохранении, чтобы люди не болели, нужно достаточное количество больниц и поликлиник. А что нужно открывать, чтобы не было межнациональных конфликтов?
– Структурные подразделения в рамках региональных органов власти. Во многих субъектах подобные ведомства уже есть: министерства, департаменты, управления. Как важный элемент этой системы открываются и работают в регионах дома дружбы. С ними, кстати, предстоит ещё огромная работа. Сейчас они находятся в разном подчинении, имеют разную форму собственности, разное контентное наполнение. К тому же есть поручение президента о создании общероссийского Дома дружбы народов.
– Где он всё-таки будет? Шутка по поводу Дома Пашкова вызвала нервную реакцию общественности.
– Это было всего лишь примером того, каким Дом дружбы народов должен быть. Никто не будет отбирать Дом Пашкова у Государственной библиотеки. Но и денег на строительство нового комплекса сейчас нет, скорее всего, будет перепрофилировано одно из существующих зданий. Возможно, один из павильонов ВДНХ. Сейчас этот вопрос активно обсуждается со всеми заинтересованными сторонами.
– Какие характеристики должны быть у этого дома?
– Конечно, нужна возможность проведения массовых мероприятий: форумов, выставок, концертов. Но главное – здание должно стать домом в прямом смысле этого слова для всех национальностей. На сегодняшний момент у нас зарегистрировано 19 федеральных национальных культурных автономий. У многих, например, нет даже собственных помещений, поэтому каждый связывает с Домом дружбы народов России большие надежды.
– Общественный совет при ФАДН России уже сформирован? Что вы ждёте от него?
– Состав Общественного совета находится на финальной стадии согласования в Общественной палате Российской Федерации. Мы думаем, что его первое установочное заседание пройдёт уже в апреле. Жду, что совет по-настоящему станет общественной площадкой для публичной верификации всех наших решений.
– Не боитесь что-то неприятное услышать?
– Несмотря на очень активное становление и развитие институтов гражданского общества последние несколько лет в нашей стране, в национальной политике инициатива по-прежнему принадлежит государству. Некоммерческий сектор – ведомые. Инициативы от них пока немного, а мероприятия, которые большинство из них проводят, слабо эффективны и часто не идут в ногу с общегосударственными задачами. Но мы будем пытаться изменить существующую ситуацию, в том числе через Общественный совет.
– ФАДН планирует помогать НКО субсидиями и грантами?
– К сожалению, в нашем бюджете таких денег не предусмотрено. Субсидии НКО сейчас в ведении Минэкономразвития, перенести мероприятия, обеспеченные финансированием, в нашу государственную программу не удалось, прежде всего потому, что и у Минэкономразвития в бюджете они тоже на ближайшие годы не обеспечены деньгами.