Счётная палата добралась с проверкой до МЧС. Министерство в целом прокололось по мелочам, но порой чрезвычайно смешным.
Конечно, нельзя сказать, будто в спасательном ведомстве тишь да гладь, как-никак, финансовых нарушений насчитали на 3,5 млрд рублей. С другой стороны, для организации с годовым бюджетом 165 млрд руб., штатом в 288 тыс. работников, немаленьким собственным спасательным авиапарком и т.д. потери по меркам обычных российских чиновничьих прегрешений относительно скромные.
Что всплыло? Аудиторы изучили работу ведомства в 2013–2016 годы. За это время на Россию свалилось 60 крупных ЧП регионального значения и четыре ЧП федерального масштаба. Самыми серьёзными оказались паводок 2014 г. в Сибири, накативший разом на Алтай, Тыву и Хакасию, и крупное наводнение 2016 г. в Приморском крае.
С бедами справились, тут всё нормально. Претензии аудиторов вызвал тот факт, что практически все контракты по экстренным госзакупкам – на суммы порядка 30 млрд руб. в год – МЧС обычно заключало с единственным поставщиком. Как показывает практика, это способствует изрядному раздуванию цены.
И верно. Самым смешным проколом стала труднообъяснимая страсть руководства спасательного ведомства к шашкам и саблям. В 2014 г. МЧС закупило у златоустовских оружейников 15 комплектов драгунских сабель и ещё 15 комплектов сабель офицерских. За всё выложили 8,8 млн рублей. То есть набежала невменяемая сумма 293,3 тыс. руб. за каждую саблю. Зачем вообще МЧС понадобилось махать шашками? Как оказалось, купили, чтобы награждать сотрудников.
Засада в том, что существует Постановление Правительства №718 от декабря 2005 г., в нём полный перечень видов наградного оружия. Шашки с саблями туда не входят, закупать их МЧС не имело права. Это оказалось только вершиной айсберга, как выяснила Счётная палата, на складах министерства уже скопилось 360 единиц разнообразного наградного оружия, включая сабли и казачьи шашки, закупленного в 2014–2015 годах. Раздать не успели, но в 2016 г. зачем-то продолжили пополнение неуставного арсенала сабель по 300 тысяч.
В том же духе действовало подведомственное МЧС казённое учреждение «Центр обеспечения деятельности». В 2015 г. он обеспечил себя «пожарно-спасательными» мотоциклами «Хонда 1200X», заплатив по 2,6 млн руб. за каждый. Правда, по данным аудиторов, реальная рыночная стоимость такого мотоцикла ниже на внушительные 923 тыс. рублей.
Тут, видимо, сыграла пожарная наценка. Таким же удивительным образом разбухла цена 110 пожарных автоцистерн, закупленных МЧС в 2015–2016 годах. Как сказано в контракте, с улучшенными тактико-техническими характеристиками. За каждую улучшенную цистерну на базе КамАЗа платили по 15–16,5 млн рублей. «Между тем цена пожарной автоцистерны такого типа без добавления улучшенных характеристик составляет всего 6,6 миллиона рублей», – отмечают аудиторы Счётной палаты.
Выходит, улучшения бочек на колёсах влетели в 1,1 миллиарда. Но они хотя бы работают на пожарах, чего не скажешь о некоторых других автомобильных приобретениях ведомства. «Проверка показала, что приобретённые МЧС автомобили БМВ 750Li стоимостью 6,9 млн руб., «Ауди A8L» ценой 7,6 млн руб. и «Шевроле Тахо» за 4,2 млн руб. не эксплуатируются», – сказано в отчёте Счётной палаты. Новые машины пылились в ангарах, дожидаясь непонятно чего. Аудиторы ехидно отметили, что это свидетельствует о неэффективном использовании госимущества.