Аргументы Недели → Общество № 40(531) от 13.10.16

Комета ждёт

, 08:25 , Обозреватель отдела Промышленность

В 2013 г. в Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел» состоялась закладка «Кометы-120М». Целых три десятилетия в России не строили судов на подводных крыльях (СПК) подобного класса. А другие страны серийно такие суда никогда и не делали – это очень сложно. Сейчас «Комета» практически готова к спуску на воду и ходовым испытаниям. Как сообщили «АН», она стоит красивая и хорошая, ждёт покупателя. Заминка только за ним – покупатель должен утвердить окончательную комплектацию, включая расцветку и вид пассажирского салона.

По морям, по волнам

Судостроителям остаётся пожелать успеть к 18 декабря 2016 года – 100-летию конструктора скоростных судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева. В 1951 году за разработку судов на подводных крыльях он был удостоен Сталинской премии (понятно, что работа велась в интересах военных), а уже в 1957-м, во время Международного фестиваля молодёжи и студентов, привёл в Москву первую «Ракету». Мир таких ещё не видел – «Ракета» с завораживающей скоростью буквально летала над водой. Так удалось достичь компромисса между скоростью и расходом топлива – «Ракете» не надо делать лишнюю работу, расталкивать корпусом массы воды. Тонкое и прочное крыло обеспечивает малое сопротивление в водной среде.

«Комета 120М» – прямая наследница той, первой, речной «Ракеты». Отличий, естественно, множество – начиная с того, что она прекрасно приспособлена для морских пассажирских перевозок при высоте волны до 2 метров. Сразу стоит отметить – судостроительный завод «Вымпел» взял на себя риск строительства, не имея контракта на поставку. Поэтому ещё неизвестно, в каком виде первое за 20 с лишним лет новое судно на подводных крыльях предстанет на суд публики. Но обещают, что новая «Комета» станет самым комфортабельным «скороходом». Для судов на подводных крыльях нашли ещё один способ повышения мореходности и комфорта – отработали новую гидродинамику крыльев и системы автоматической стабилизации движения. Компьютер управляет закрылками, как на самолёте, что снижает перегрузки на волне. Появился своего рода автопилот – капитан задаёт на дисплее маршрут, точки поворота, дальше его дело – контроль. В целях безопасности появился дисплей с изображением обстановки внутри судна, радиостанция для связи с самолётами, со своей отдельно выделенной частотой. «Чёрный ящик», регистратор, на который записывается вся техническая и речевая информация. На мачту устанавливается видеокамера, которая фиксирует окружающую обстановку на случай расследования возможных инцидентов.

На капитанском мостике «Кометы» можно снимать фантастический фильм о межгалактическом путешествии к альфе Центавра. В Петербурге на Военно-морском салоне и других форумах макет рубки неизменно притягивает как магнитом к себе юных любителей техники.

Сергей Королёв отвечает за маркетинг и внешнеэкономическую деятельность в фирме-разработчике «ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева»:

– Есть хорошее судно, его экономическая составляющая просчитана, оно отвечает всем современным критериям безопасности и эргономики, санитарным нормам. Но покупатели осторожничают, не горят желанием приобретать головное судно серии. Произошёл временной разрыв, давно никто ничего подобного не строил. И судовладельцы сомневаются, что технологии не утрачены. Очень тяжело убедить, что новое судно даже лучше, чем строили раньше, все ждут, что у нас выйдет.

К слову, в ЦКБ осталось много инженеров, конструкторов и технологов старой «алексеевской» школы. Своими глазами видел, как за одним столом, перед компьютерными мониторами сидят молодые продвинутые «в цифре» ребята и убелённые сединами ветераны фирмы. Опыт полноводной рекой перетекает в молодые мозги. Вовремя спохватились, успели спасти ту самую конструкторскую школу. Ещё немного, и всё пришлось бы начинать с нуля, разбирая в архивах старые чертежи и кальки.

География подводных крыльев

Сотрудники ЦКБ ездят в командировки, проверяют техническое состояние «Метеоров», «Комет» и «Колхид». Судам более тридцати лет, а их состояние говорит о том, что можно продолжать эксплуатацию. С одной стороны, есть чем гордиться, с другой – пока ветеранов не отправят «на иголки», судовладелец новые не закажет. «Кометы» из Феодосии когда-то своим ходом дошли в рекламном туре до берегов Великобритании, есть фотографии с королевой-матерью на борту.

Фото АО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ» / vympel-rybinsk.ru. Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения 

«Комета 120М»

Вообще следить за географией эксплуатации скоростных судов, спроектированных в ЦКБ, – любопытное занятие. По Нилу до сих пор ходят «Метеоры». Сергей Королёв выезжал в Египет в составе делегации Минпромторга – разговор там шёл не с отдельно взятыми фирмами, а о большой программе межгосударственного сотрудничества, в том числе по скоростным пассажирским судам. Два «Катрана» (близнецы СПК «Колхида», 120 пассажиров), построенные по соседству на судостроительном заводе «Волга» (из окна главного конструктора «ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева» видны его цеха), сначала ходили в США, потом перебрались в Хорватию, сейчас эксплуатируются на линии Новороссийск – Ялта. На них новая отделка, состояние очень приличное. Теплоход «Олимпия» (250 пасс.) сначала ходил у нас, а теперь оказался на островах Зелёного Мыса. Два таких судна сейчас стоят недостроенными в Керчи, два – в Хабаровске. Рассматривается возможность завершения строительства и реализации судов этого проекта – экономичные дизели, хорошая мореходность, скорость 37 узлов (около 60 км в час). Корпуса готовы, в Керчи на «Олимпиях» даже установлены крылья, двигатели, валы и винты. Конечно, требуется модернизация – правила Регистра сейчас соответствуют международным. Экология, вибрации, внешний шум.

Регионы эксплуатации судов на подводных крыльях давно просчитаны, сегодня их на планете 56. Это островные государства, страны с протяжённой береговой линией. Юго-Восточная Азия, самый густонаселённый регион мира – начиная от Индонезии и заканчивая Японией. Конечно, страны Персидского залива. Сергей Королёв упорно продвигает тему газотурбохода на подводных крыльях «Циклон». Судно с потрясающей мореходностью по волне до 3 метров идёт на крыльях. 250 пассажиров, экономическая скорость – 55 узлов. Было построено в Феодосии на судостроительном заводе «Море». Десять лет ходило на линии Таллин – Хельсинки, потом было продано Греции и сейчас оказалось на заводе-изготовителе в Крыму. Рассматривается вариант ремонта этого «Циклона» и создания на его основе нового судна, ещё более крупного, на 320 пассажиров. В идеальном варианте – 400 пассажиров при том же расходе топлива. Силовая установка должна быть отечественная, раньше это были украинские двигатели «Зоря-Машпроект», но приходится импортозамещать.

«Циклон» во многом тоже детище оборонки – в его базе наработки ЦКБ по скоростным сверхсекретным катерам пограничной службы КГБ СССР проекта 133 «Антарес», их построили серией в 12 экземпляров. Хорошо вооружённые «Антаресы» наводили ужас на нарушителей госграницы не только скорострельной артиллерией, но фантастической скоростью передвижения по волнам – до 116 км в час!

В сложившейся геополитической ситуации у отрасли нет иного выхода, как засучить рукава. К тому же десятки и сотни предприятий страны преодолели разруху и готовы работать.

Минпромторг взялся за флот

Сергей Королёв считает, что гражданское судостроение совсем недавно находилось в плачевном состоянии:

– Если мы построим график по судам, которые исчерпали свой ресурс, подлежат утилизации и списанию, то получится, что через полтора года флота у нас не будет – новых судов нет.

Государство спохватилось, была запущена федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы. Благодаря ей в ЦКБ прошло обновление, внедрены компьютерные технологии. И возникла парадоксальная ситуация – выполнено огромное количество научно-исследовательских и конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы, но отработано всё было в стол. Новые разработки не были созданы «в металле», то есть не были, как сейчас говорят, «коммерциализированы».

Сейчас, утверждает Михаил Гаранов, главный конструктор ЦКБ, появился свет в конце тоннеля:

– Минпромторг пошёл дальше, готовит конкурсы не только на проектно-конструкторские работы, но и на строительство головных образцов. То есть государство берёт на себя затраты, передаёт головное судно в опытную эксплуатацию, а мы его доводим до совершенства и принимаем заказы.

По большому счёту за нас всё уже придумано. Золотая середина найдена. Сегодня в авиации и судостроении конструкции шлифуются, на смену металлу приходят композиционные материалы, появляется новое радиоэлектронное оборудование, производственные технологии и «свежий» дизайн. Научились совмещать в единой конструкции композиты и алюминиевые сплавы. Сейчас по части композиционных материалов мы в роли догоняющих, а когда-то были лидерами. Давно уже существует полностью композитный катер на подводных крыльях «Чайка». На нём только сами крылья делали из нержавеющей стали. Уже полвека назад кораблестроители поняли, что изначально более дорогие композитные материалы при массовом использовании снижают трудоёмкость производства по сравнению с клёпкой металлических панелей – выложил материал на форму, матрицу, «испёк» в печи – и готово.

Гениальный конструктор Ростислав Алексеев, чьё имя носит ЦКБ по СПК, теоретически и экспериментально обосновал, создал и построил суда на подводных крыльях, экранопланы и экранолёты. Казалось, пользуйтесь, господа, научным заделом – на многие десятилетия в этой сфере мы опережали и пока опережаем весь мир.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram