Предложение возглавить, а фактически построить с нуля аэропорт «Севастополь» для знаменитого петербургского вертолётчика Вадима Базыкина было неожиданным, но он его принял без особых раздумий. Сработала профессиональная привычка пилота – молниеносно принимать решения.
Тогда заслуженный лётчик России и представить себе не мог, с какими трудностями ему придётся столкнуться на полуострове. Он ведь привык бороться со стихией, спасать людей, выполнять с помощью винтокрылой машины сложнейшие монтажные работы, а теперь приходится воевать с чиновниками, но отступать он не намерен. И, конечно же, скучает по небу, ведь теперь ему не так часто приходится садиться в кабину пилота, а у настоящего лётчика, как известно, есть только одна мечта – высота.
Вадим Базыкин с детства знал, что будет пилотом, поскольку вырос в семье военного лётчика и перед глазами всегда был пример его отца. Поэтому неудивительно, что после школы он выбрал Кременчугское лётное училище гражданской авиации. Но когда поступил, выяснилось, что их курс будут учить летать не на самолётах, а на вертолётах. Многие однокурсники Вадима расстроились, но только не он. И даже когда появилась возможность переучиться на Ил-86, он остался верен вертолёту. Свой первый самостоятельный полёт Вадим помнит до сих пор.
«Нас с другом, когда мы ещё были курсантами училища, инструктор посадил в один вертолёт и сказал: «Теперь вы сами». Мы даже не поняли: «Как это – сами»? Кто же нас будет проверять и контролировать? Первые пять минут чего-то боялись, а потом ощутили крылья – и началось уже мальчишеское ребячество. Попробовали проделать фигуры высшего пилотажа, за что и были отстранены от полётов на неделю», – вспоминает Базыкин.
А уже через несколько лет Базыкин сам учил уму-разуму будущих пилотов. Опыт был недолгим, но ярким. Каково же было его удивление, когда во время приёма экзамена он увидел в зачётках студентов деньги. Чувство юмора спасло ситуацию.
– Итак, – вспоминает Базыкин, – приходит ко мне группа из 14 человек, беру у них зачётки и вижу, что в 11 из них положены деньги, а три пустые. Думаю, как же так. Начинаю смотреть журнал успеваемости, и выясняется, что деньги положили отличники и хорошисты. А троечники пришли на экзамен с пустыми зачётками. Получается, что ребята заведомо перестали бороться за свои оценки. Я поступил следующим образом. Тем, у кого были пустые зачётки, поставил пятёрки, а тем, кто положил мне деньги, доложил от себя такую же сумму и поставил двойку, а затем раздал всем зачётки. Минуты три длилось гробовое молчание. В конце концов один из отличников не выдержал встал и спросил: «Вадим Валерьевич, объясните, пожалуйста, что произошло?» Я сказал, что они, наверное, хотели купить у меня положительную оценку, а я у них её перекупил. Таким образом, я постарался объяснить ребятам, что такие вещи не нужно делать, тем более второкурсникам, которые ещё не прошли «экватор» и не понимают, как себя нужно вести. Человек ведь натура слабая, не каждый преподаватель может с соблазном справиться, и поэтому не нужно этого делать. Не надо провоцировать ситуацию. Так вот эти люди давно уже выпустились, стали отличными лётчиками и до сих пор приезжают ко мне в гости», – вспоминает Вадим.
Со взятками в любом их проявлении Вадим Базыкин борется и сегодня, уже в должности генерального директора ГУП «Аэропорт «Севастополь».
«В принятии решения стать директором аэропорта, наверное, сыграло роль ещё и то, что за свои 50 с лишним лет у меня не было случая, когда бы мне пришлось кому-то дать взятку или, наоборот, её взять. Я прошёл долгий путь и знаю, что в моём возрасте мне это не интересно, я на подобные вещи не куплюсь. У меня есть дети, и я хочу оставить для них Россию чистую и честную, доказать, что не везде и не все могут заляпать нашу страну или сами испачкаться. Наверное, поэтому у меня первое время в Севастополе вообще ничего не получалось. Я долго входил в процесс, но так и не смог стать членом команды. Но зато заслужил уважение местных жителей, а это дорогого стоит. В Крыму живут удивительные люди, чистые и честные, и мне не хочется их подвести. Они ведь ждут, надеются, что аэропорт будет построен, ведь тогда и их жизнь изменится», – говорит пилот.
По его словам, когда он два года назад приехал на место, то, что он увидел, аэропортом назвать было нельзя. И это его даже обрадовало, ведь строить что-то новое проще, чем его реконструировать.
«Внутренне я это понимал. У меня сразу возникло желание сделать красивый и функциональный аэропорт. Но, к сожалению, работа движется не так быстро, как бы хотелось. Но не всё зависит от нас. Мы ещё прошлым летом подготовили все документы и готовы были начать строительство. Надеялись, что уже к этой весне аэропорт заработает, но всё упирается в финансирование. А его пока нет. Но могу с уверенностью сказать, что гражданские самолёты можем запустить через полгода, после начала финансирования», – говорит Базыкин.
Отметим, что речь в данном случае идёт о гражданской авиации, ведь севастопольский аэропорт имеет статус совместного базирования военной и гражданской авиации. Впрочем, прошлым летом удалось запустить и 14 чартерных рейсов для гражданских.
Из-за того что в последнее время постоянно приходится заниматься организационными и административными делами, на полёты в качестве пилота времени почти не остаётся. А ведь Базыкин – это ас своего дела. На его счету тысячи спасённых жизней и сложнейшие монтажные операции, такие как установки крестов на храмы, возвращение кораблика на шпиль Адмиралтейства и Ангела на Петропавловскую крепость, тоже его работа.
– Для меня, – рассказывает Вадим Валерьевич, – очень дорог опыт работы на Севере. Ты же не просто так летаешь туда-сюда – ты либо продовольствие возишь, либо больных вывозишь, либо докторов, смены экспедиций, мне это очень нравится. Там нет воров, там нет коррупционеров, там нет всего того, от чего мы так устаём в больших городах. И поэтому я просто смеюсь в глаза тем людям, которые строят из себя великих патриотов России, потому что знаю, что они надевают на себя маску, а сами придумывают различные схемы, как кого-нибудь ограбить, и от этого становится противно. Я очень болезненно отношусь к тому, что в России перестаёт существовать честный бизнес. У нас в основном богатеют люди при власти, мы потакаем развитию чиновнического бизнеса. А у нормальных людей, которые организуют свой бизнес, как правило, ничего не получается, потому что всё забирается этими ребятами. К хорошему это не приведёт, но я пока ещё нахожу в себе силы бороться с этим», – говорит пилот.