Одна из самых протяжённых в мире традиционных гонок на собачьих упряжках переживает непростые времена. После недавнего финиша 25-й по счёту гонки самое время разобраться в накопившихся проблемах.
Лахтак и китовый ус
Камчатский каюр Валентин Левковский в этом году побил берингийский рекорд отца – Николая Левковского – 8-летней давности. Сын знаменитого ительменского каюра из Усть-Хайрюзово пролетел 1065 км гонки за 77 часов 47 минут. Правда, Левковский-старший шёл на деревянной нарте, а младший – на спортивной.
Бывалые каюры до сих пор идут в гонку на традиционной нарте, сделанной собственноручно из каменной берёзы без единого гвоздя. От нарты начала ХХ века она, конечно, отличается. Например, северяне использовали для скрепления деревянных частей ремни из кожи лахтака (ластоногий тюлень, или морской заяц. – Прим. ред.). Сегодня столько лахтаков не напасёшься, да и хороши такие крепления только в сухую погоду. Теперь нарту вяжут синтетическими верёвками – при увеличении влажности они не меняют эластичные свойства.
Полозья нарт каюры начала прошлого века подбивали китовым усом. Тогда нарта летела! Сегодня киты – редкость, но есть пластик. Его научились подбирать по погоде, как лыжную мазь.
Плюс у нарты для гонок появился высокий задний «баран». Основатель «Берингии» Александр Печень вспоминает, что эту моду – стоять сзади нарты на слегка удлинённых полозьях и толкаться ногой, – привезли на Камчатку чукотские каюры в 1991 году. Всем новшество пришлось по душе, большинство переняли. Правда, на Чукотке каюры до сих пор гонкуют сидя…
Новые технологии
Пять лет назад в камчатскую гонку ворвались импортные спортивные нарты: железные, на винтиках-болтиках, с регулятором жёсткости креплений, на тонких и коротких полозьях. Эти коротышки сразу же дали преимущество своим владельцам: там, где деревянная нарта перевернётся, железная «изогнётся под поворот» и пронесётся мимо со свистом.
На такой нарте в 2012 году влетел на первое место гонки «Берингия» алеутский каюр из Петропавловска-Камчатского мастер ездового спорта Андрей Семашкин. Тогда никто не придал значения ни его нарте, ни импортным кормам, ни ежедневным изнуряющим тренировкам упряжки, ни тем более его регалиям профессионального спортсмена. Победил – и молодец! Северяне только присматривались к нему и во всём помогали. Ещё бы, ведь за год до этого каюр дебютировал в гонке совсем неудачно: потерял несколько собак и снялся на середине пути.
Но ещё трижды Семашкин становился чемпионом гонок «Берингия». И сам ходил на спортивной нарте, и жену на такую же поставил. А северные каюры на деревянных, подбитых пластиком оставались далеко позади. Это всех зацепило. Тем более что последние три года благодаря патронату администрации края тройку победителей ждут нешуточные призы –
3, 2 и 1 миллион рублей.
Жажда справедливости
Час необратимых перемен в гонке грянул в 2015 году, когда Левковский-младший тоже вышел на старт на спортивной нарте.
Тем временем остальные каюры (а участвуют до 15 упряжек!) начали возмущаться. «Поставьте нас в равные условия! Почему побеждают только спортсмены?!» – обращались они к губернатору Камчатского края. Их не услышали.
Именно поэтому гонка «Берингия-2016» началась со скандала. В начале года каюры – представители коренных малочисленных народов из Карагинского района – объявили, что не будут принимать участие в соревнованиях, пока оргкомитет не уравняет стартовые условия. Сначала потребовали проводить два зачёта – для спортсменов и для «традиционщиков». Потом пошли на уступки: раз поздно менять Положение (правила), давайте нам такие же энергетические корма и спецпластик – подбить деревянные полозья. Эти условия оргкомитет «Берингии-2016» выполнил. Так традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках сделала ещё один шаг в ХХI век – подальше от традиций.
От сердца к сердцу
Родилась традиционная Камчатская гонка на собачьих упряжках «Берингия» в 1990 году. На старт первых соревнований, которые задумала редакция журнала «Северные просторы» и геолог-энтузиаст Александр Печень, вышли карагинские рыбаки и охотники: на деревянных нартах, на рабочих собачках, которые использовались для перевозки грузов, поездок на морскую охоту и рыбалку и для путешествий в соседние сёла.
Гонка была короткой – из Эссо в Мильково, всего 250 км. И только в 1991 году А. Печень замахнулся на большую дистанцию. Он лично проехал все посёлки от Эссо до Оссоры, познакомился с людьми, договорился с местными жителями. Тогда группы добровольных помощников выходили навстречу упряжкам на своих «Буранах» – били шахму и вешковали трассу, а на утро следующего дня сопровождали гонку от околицы села до встречи с группой добровольцев соседнего посёлка. На ночь жители «разбирали» каюров по домам, кормили-поили, для них устраивали концерты в местных ДК и школах, изготавливали сувениры на память о селе.
Так она и бежала, традиционная камчатская гонка «Берингия», – из года в год, от села к селу, от сердца к сердцу. Она была задумана как гонка, возрождающая традиции северян. Ведь собачьи упряжки на Камчатке уходили в прошлое, а на смену им пришли снегоходы. И каюры, что возили на упряжках улов наваги из Карагинского залива на завод в Оссору, потеряли работу. Большинство карагинцев тогда просто перестреляли своих собак – прокормить их было сложнее, чем купить топливо для снегохода. Нарты закинули на чердаки или вовсе сожгли – каменная берёза хорошо горит и даёт много тепла.
В эвенском посёлке Эссо собак перестреляли тоже где-то в 80-х годах. Но не хозяева, а представители советской власти. Мол, много едят рыбы. А. Печень в поисках каюров для первой гонки нашёл там одну упряжку… Да даже в 2008 году каюр из Эссо Роман Мандятов собирал собачек «по дворам», поскольку своей упряжки не имел. Сейчас ездовых собак в немалых количествах держат в Эссо несколько семей: Солодиковы, Чуприны, Ревенки, Бородай, и… это пока всё. Но ведь держат!
Не сорвать денежный куш, а возродить ездовое собаководство, сохранить традиционную одежду и традиционные промыслы, обычаи, танцы и горловое пение в том числе! Вот какую задачу ставил основатель «Берингии» Александр Печень. С годами хорошие упряжки появились в Оссоре, в Тымлате, в Караге, в Эссо, в Усть-Хайрюзове – все каюры выступали на традиционных нартах, гонковали с удовольствием, обменивались опытом и щенками. Появились свои традиции встречи каюров «Берингии» в каждом селе: где баранками встречали, где ухой, где красной икрой. Появились новые местные гонки, дети в посёлках увлеклись ездовым собаководством. То есть за два десятилетия гонка «Берингия» свою задачу выполнила! Но вот на третьем десятке вдруг стремительно покатилась куда-то не туда.
Золотой телец
В этом году правительство Камчатского края попыталось замять берингийский скандал и срочно отыскало спонсора, денежные призы от которого вручили нескольким каюрам, прошедшим трассу на деревянной нарте. Мол, вот, поощряем традиции.
Но в том-то и беда, что на этом дорога «Берингии» «в пропасть забвения» не закончилась. Так, призёры гонки «Берингия-2016» Евгений Кутынкавав и Алексей Суздалов из Тымлата мечтают о спортивной нарте. Денежные призы этого года позволят им обзавестись такой нартой к следующему сезону.
Поехала за спортивной нартой и многолетняя участница гонки Анфиса Бразалук. Встанет на такую нарту и Николай Левковский – пойдёт соперничать с сыном. Минимум семь каюров-спортсменов намерены в следующей гонке отказаться от традиционных камчатских деревянных нарт.
Бессменный Командор гонки А.М. Печень с 2011 года отошёл от дел и отказался принимать участие в губернаторской «Берингии» даже в качестве почётного гостя. Потому что с новой концепцией своего детища категорически не согласен.
– Можно было организовать спортивную гонку на собачьих упряжках, назвать её как-то по-другому, а не «Берингия», и пусть соревнуются. Традиционную «Берингию» мы потеряли, – считает основатель гонки из Книги рекордов Гиннесса Александр Печень. – Причём уходят в прошлое не только традиционные нарты. Мы потеряли сам дух «Берингии» – дух взаимовыручки, дружелюбия и весеннего праздника, когда гонку делали всем миром, а наши упряжки привозили на севера гуманитарную помощь.
Трудно не согласиться с Командором. Сейчас цель участников этой гонки одна – все бегут за деньгами. Поэтому бесплатно жители посёлков больше не бьют шахму для собачек и не вешкуют трассы. Да и вообще не выходят встречать упряжки. Поэтому теперь не селяне танцуют для каюров национальные танцы и поют национальные песни, а правительство региона вместо гуманитарки привозит в северные посёлки дорогостоящих звёзд. Мол, такого вы ещё не видели. Видели! По телевизору, но видели.
А вот национальные мелодии звучат на северах всё реже, да и звук корякского бубна плохо слышен за правительственными литаврами. Путь моей любимой «Берингии» теперь освещает огонь горящей в печке деревянной нарты… Дай бог, чтобы я ошибалась.