Покупки шуб, шапок и других изделий из меха – занятие вполне подходящее для зимнего времени. Однако можем ли мы быть уверены в качестве приобретаемого продукта?
Если говорить о дорогих салонах, тщательно следящих за тем, что за изделия они продают и кто и когда их изготовил, то какая-то уверенность возможна. Однако одежду и обувь из меха покупают люди разного достатка. И торговые точки, расположенные в самых разных населённых пунктах страны, также ориентируются на разные требования покупателей, иногда злоупотребляя доверием и желанием сэкономить.
Согласно официальным данным, поступления таможенных пошлин от ввозимых в страну меховых изделий составляют лишь 16% от той суммы, которая должна поступать в бюджет с учётом объёмов реализуемой в стране продукции из меха. Это заставляет предположить, что часть изделий ввозится в страну в обход стандартных таможенных процедур, то есть фактически контрабандой.
Другая сторона проблемы – контрафактные изделия – то есть меховая продукция, которая шьётся на разных незарегистрированных подпольных фабриках и цехах без уплаты соответствующих налогов и сборов. Подобный формат производства означает отсутствие любого контроля качества. Шубы, отшитые в подпольных условиях или ввезённые в обход таможни, могут быть изготовлены как угодно и кем угодно, особенно в случае недобросовестности продавца.
Никто не может дать и точных гарантий, что покупатель приобретает именно тот мех и именно того качества, которые указаны на этикетке. Подпольные фабрики по изготовлению контрафакта – естественный центр притяжения для нелегальных мигрантов, пытающихся устроиться на работу в России, что вредит здоровой экономической обстановке в стране. Не исключено, что мех для подобных изделий может браться со звероферм, не соблюдающих никаких условий по содержанию и забою пушных зверей.
Описывать в подробностях повседневную реальность подобных ферм, где звери порой содержатся в чудовищных условиях и забиваются бесчеловечными методами для лучшей сохранности шкур, наверное, не стоит.
Борьба с незаконным оборотом промышленной продукции является одной из мер поддержки отечественной промышленности. Для лёгкой промышленности России эта мера особенно актуальна.
«В условиях импортозамещения, когда мы стараемся максимально поддержать своих производителей во всех отраслях, важно усилить их защиту от нелегального импорта и других видов недобросовестной конкуренции на российском рынке. Идея в том, чтобы повысить ответственность и риски тех, кто не хочет работать в правовом поле, и тех, кто называется ёмким словом «контрабандисты». И минимизировать ущерб бюджета, который сейчас насчитывает миллиарды рублей», – отметил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
В настоящее время вопросами противодействия незаконному обороту промышленной продукции занимается созданная президентом России Государственная комиссия, которую возглавляет министр промышленности и торговли Российской Федерации.
В неё входят представители почти всех федеральных органов государственной власти: это и контрольно-надзорные органы (МВД, ФТС, ФНС, ФСБ, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и пр.), представители органов исполнительной власти (Минэк, Минобороны, Минздрав, Минспорт и пр.), а также представители Государственной думы, Совета Федерации и администрации президента.
«Я считаю, что даже малейшая возможность продажи нелегально произведённой и ввезённой продукции в наших торговых точках самым серьёзным образом влияет на конкуренцию с субъектами предпринимательской деятельности, которые добросовестно оплачивают налоги в казну и создают рабочие места в нашей экономике. Наша задача заключается в том, чтобы исключить их конкуренцию с разного рода сомнительными дельцами. И сейчас эта проблема решается на самом высоком государственном уровне», – говорит Евтухов.
Однако развитие новых экономических проектов, в которых участвует Российская Федерация, при всех их благих целях может бросать и новые вызовы в таких задачах, как борьба с незаконным оборотом, в том числе контрафактом. Россия в настоящее время является составной частью экономического интеграционного объединения – Евразийского экономического союза. В него помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. На этом пространстве действует единая таможенная территория. То есть товар, ввезённый в одну из стран Союза, после прохождения таможни может беспрепятственно передвигаться внутри единого таможенного пространства. Дополнительных таможенных проверок уже не требуется. Таким образом, как бы надёжно ни налаживала Россия работу собственных таможенных служб (хотя и здесь ещё предстоит многое сделать), контрафактный товар может поступить через лазейки на таможнях других стран – членов ЕАЭС, поэтому работа над возможными мерами по исправлению этой ситуации уже началась. Именно меховые изделия были включены в пилотный проект по разработке общей системы контроля за оборотом товаров на всей территории ЕАЭС.
«Для добросовестных ритейлеров это очень хороший инструмент. Они могут снимать риски на этапе получения товара. По каждой единице товара они смогут получить информацию. Насколько этот товар был легально произведён», – комментирует Анна Орлова, представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
Окончательное решение о введении подобной системы для реализуемых в странах ЕАЭС меховых изделий было принято в сентябре этого года на заседании Межправительственного совета в Гродно. Если говорить кратко, то данный пилотный проект предполагает следующее: на все изделия из меха, предназначенные для продажи на территории Союза, будет наноситься специальный электронный чип, содержащий информацию о том, где и кем произведена продукция и какими характеристиками она обладает. Лишь после этого шубы, шапки и другие меховые изделия могут законно продаваться в торговых точках России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.
Введение этой меры позволит облегчить выявление продукции сомнительных производителей, т.к. они не смогут получить соответствующие марки на свои изделия. Выиграть от этого должны будут потребители и добросовестные производители, а также импортёры меховых изделий. Работа по введению новой системы маркировки достаточно трудоёмкая и требует точных и продуманных шагов.
«Потребитель не может быть экспертом в техрегламентах, – говорит Вугар Исаев, член президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и президент компании «Снежная Королева». – А также при покупке не в состоянии оценить, что будет происходить с товаром после первой носки или химчистки. Поэтому потребитель в данной ситуации должен быть защищён государством».
По мнению замглавы ведомства Виктора Евтухова, введение сплошной маркировки товаров на территории Таможенного союза позволит отследить движение меховых изделий по всей территории страны. А значит, упорядочить оборот товаров на внутреннем рынке и минимизировать ущерб от незаконного оборота.
«По нашему рынку мы оцениваем долю контрабанды и контрафакта в 25–30%, – говорит Олег Гремпель, председатель совета директоров фабрики оренбургских пуховых платков. – Наша идея борьбы с этой продукцией – на сплошной основе контролировать каждое изделие от места производства до места потребления. Надеемся, что объём контрафакта за счёт этого снизится».
Система маркировки должна заработать в полноценном режиме в 2016 году. С этого времени на пути контрафактных меховых изделий к торговым точкам на территории стран ЕАЭС будет поставлен надёжный заслон. Эта же мера позволит оценить достоинства и недостатки системы маркировки в целом. «Проект не зря называется пилотным, – говорит Евтухов, – если мера окажется успешной и мы достигнем намеченных целей, то похожая система маркировки может быть распространена не только на мех, но и на другие товары лёгкой промышленности и потребительского рынка, реализуемые в странах Евразийского экономического союза. Все технические возможности для этого есть».
Однако проблемы борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции значительно шире и поэтому к их решению необходимо подходить комплексно.
Вопросы, касающиеся борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, в том числе контрафакта, были обсуждены на Международном форуме «Антиконтрафакт», участники которого договорились о необходимости выработки единых подходов к пониманию незаконного оборота промышленной продукции, унификации мер по борьбе с ним и, конечно, об эффективной координации.