Московский государственный театр Ленком 3 сентября открывает новый – 89-й сезон. Готовясь к открытию, театр обновляет не только сценическую площадку и зрительный зал, но и осваивает подвальные площади, где разместились архив театрального музея, современная прачечная и прочие подсобные помещения. Эти и другие секреты нового сезона раскрыл директор театра заслуженный деятель искусств России Марк Борисович ВАРШАВЕР.
- Сколько лет вы работаете в Ленкоме вместе с Марком Захаровым?
– С Захаровым мы вместе 36 лет. Вот уже 41 год Марк Анатольевич возглавляет наш театр. С его приходом Ленком (а в прошлом Московский театр имени Ленинского комсомола) стал одним из самых успешных театров страны.
Свою деятельность я начинал здесь главным администратором. Может, кому-то покажется, что эта должность не очень заметная, но настоящий театральный администратор должен уметь всё, видеть всё, что происходит в коллективе, оперативно реагировать. Такими выдающимися мастерами своего дела были Геннадий Зельман в Московском театре сатиры, Виктор Миловский в Большом театре. К сожалению, в настоящее время профессия театрального администратора утрачена. Да, есть продюсерские факультеты во многих творческих вузах страны. Но сегодня в театр на эту должность молодые люди не очень хотят идти, потому что зарплата небольшая. Ну а мы раньше о зарплатах даже не думали.
– А у вас в театре достойно платят? Как вам удаётся выживать?
– У нас самые достойные зарплаты. Большое спасибо правительству Москвы и столичному департаменту культуры, которые выделяют достаточно средств на заработную плату и коммунальные платежи. На всё остальное мы стараемся зарабатывать сами, своим трудом. Мы прекрасно понимаем, что в ведении департамента культуры огромное количество столичных театров, библиотек, музеев, музыкальных школ и других заведений. И сейчас, когда в стране непростая экономическая ситуация, мы просто не имеем права залезать в карман государства, если можем заработать сами.
– Вы сами отказались от госденег?
– Дело в том, что 13 лет назад судьба свела наш театр с руководителями одной известной продюсерской компании, профессионалами своего дела – Валерием Янкловичем и Марком Кролом. Они предложили театру воспользоваться их финансовыми возможностями и поставить совместный спектакль. Первой ласточкой стал «…Всё оплачено» в постановке эстонского режиссёра Эльмо Нюганена, затем появились и другие. На сегодняшний день совместными усилиями выпущено 14 спектаклей, каждый из которых имеет успех, в том числе и коммерческий.
Те деньги, которые театр зарабатывает от совместной с продюсерской компанией деятельности, тратятся на все необходимые театру нужды. Будь то ремонт помещений, закупка нового оборудования, социальные выплаты нашим работникам, включая медицинское обслуживание в лучших медучреждениях Москвы. И самое главное – на выпуск новых спектаклей. В прошлом году на эти внебюджетные средства мы построили современную базу отдыха, где сотрудники театра имеют возможность круглогодично проводить свободное время вместе со своими семьями.
– Как вашим партнёрам-продюсерам последняя премьера – «Вальпургиева ночь»?
– Безусловно, очень нравится. Было бы странно, если бы им не нравилось то, в чём они принимают непосредственное участие как продюсеры. Это фантастический спектакль. Авторский взгляд не только на поэму «Москва – Петушки», но и на пьесу «Вальпургиева ночь». Благодаря Марку Анатольевичу Ерофеева стали иначе воспринимать. Венедикт Ерофеев – очень интересный, своеобразный, не похожий ни на кого писатель. В созданном им сюрреалистическом аномальном мире он коснулся болевых точек и проблем, которые волнуют нас и сегодня. Захаров задумал показать творчество Ерофеева как квинтэссенцию некоторых сторон русской жизни, с его помощью заглянуть в наше сознание и подсознание, причём так, чтобы спектакль получился и эпатажным, и парадоксальным. Но главное – достаточно серьёзным.
– Каким театр встретит публику 3 сентября? Слышал, заканчиваете ремонт?
– Ленком откроет сезон обновлённым и комфортным для зрителей. Во-первых, меняем все кресла в зрительном зале. Благодаря их универсальной конструкции увеличится проход между рядами. Также в этом помещении будет новое напольное покрытие, соответствующее всем противопожарным нормам. А на сцене идёт установка современного электромеханического оборудования, на котором держится вся наша сценография.
За историю Ленкома, пожалуй, не осталось ни одного места, где бы мы не сделали ремонт. Наконец-то добрались и до подвала, где освоили 180 квадратных метров. Теперь здесь у театра будет своя современная прачечная с новейшим оснащением, где будут чиститься и стираться все наши уникальные театральные костюмы. Эту прачечную мы сделали так называемым хозяйственным способом, не привлекая никого со стороны, всё своими силами и на свои заработанные средства.
Также провели ремонт в балетном зале театра, установив там новую систему вентиляции, новый балетный пол, поменяли зеркала. Мне кажется, сделали всё, чтобы хореографические репетиции проводились в максимальном комфорте.
– Театр Ленком располагается в историческом здании – Купеческом клубе, а после революции 1917 года здесь был политический клуб «Дом анархии». Работая в этих исторических стенах в ХХI веке, вы чувствуете энергетику того времени?
– Помогают стены, как говорит Марк Анатольевич Захаров. Прежний мэр города Москвы предлагал нам переехать в другое помещение, а это здание закрыть на реконструкцию. Мы не согласились категорически, потому что с переездом пропадает аура, которая накоплена и намолена здесь за 41 год новой истории Ленкома. Нам предлагали шикарное здание – филиал Малого театра. Но зачем нам чужое?! У нас есть свой дом, своё здание, свой театр.
– Ленком – театр звёзд, суперзвёзд. Захаров сам их воспитывает, сам ведёт. Эта традиция продолжается?
– Вы затронули очень важную тему. Марк Анатольевич всегда будет стремиться, чтобы в театре актёры воспитывались, росли и становились звёздами. А воспитание очень простое – давать роли артистам. Для них это самое важное. Все наши сегодняшние звёзды, а это Александра Захарова и Мария Миронова, Анна Большова и Дмитрий Певцов, Александр Лазарев и Виктор Раков, Сергей Степанченко и Андрей Соколов и другие, кого ни возьмите, – все выпестованы Захаровым. Вместе с такими выдающимися артистами, как Леонид Броневой, Инна Чурикова, Александр Збруев, они берегут и прославляют наш Ленком. Талантливые, незаурядные люди у нас работают во всех сферах. Мы коллекционируем талантливых людей!
– А что с Малой сценой Ленкома? Когда она появится?
– Для того чтобы назвать её Малой сценой, надо родить на ней хотя бы один хороший спектакль, в данный момент у нас нет режиссёра для Малой сцены. Этот зал мы используем как репетиционную базу, Марку Анатольевичу, да и другим режиссёрам очень нравится там репетировать. Молодой и очень талантливый актёр Антон Шагин готовится провести здесь свои поэтические вечера, но пока их смогут увидеть только коллеги Антона по театру.
– Что ждёт зрителей в новом сезоне, какие премьеры?
– На сегодняшний день в репертуаре Ленкома 19 спектаклей. В новом сезоне готовится премьера «Идиота» Достоевского в постановке Константина Богомолова, с участием Александра Збруева, Александра Сирина, Марии Мироновой. Это видение Константина Богомолова, и мы считаемся с его режиссёрским взглядом. Когда-то Станиславский сказал, что поставить можно даже телефонную книгу. Но вопрос не в том, что поставить, а как поставить. Театр должен быть авторским, каким и является Ленком Захарова.
Ещё одна намеченная премьера – это спектакль с участием Инны Чуриковой в постановке Глеба Панфилова. Раскрывать секрет не буду, но, поверьте, это будет очень интересная постановка одной английской пьесы.