Аргументы Недели → Общество № 30(471) от 13.08.15

Революционер Крайнего Севера

, 08:43

В истории страны иногда случаются чрезвычайно странные повороты. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы царское правительство не отправляло революционеров в колымскую и якутскую ссылки, отечественные этнография и лингвистика лишились бы целого ряда блестящих учёных-исследователей.

В том числе и Владимира Ильича Иохельсона, который, попав в далёкий край не по своей воле, открыл новую страницу в истории российской науки.

Родился Владимир Иохельсон в 1855 г. в городе Вильно (ныне Вильнюс) в зажиточной еврейской семье. Родители готовили его к богословской карьере. Воспитание Владимир получил очень строгое, по своим собственным воспоминаниям, «ничего не знал, что происходит вне нашего дома, хедера (школы) и синагоги». Даже раввинское училище казалось старозаветным родителям Иохельсона рассадником ереси и свободомыслия, и только после ожесточённых споров с отцом юноша получил разрешение на поступление туда. В училище Владимир близко сошёлся с Аароном Зунделевичем, впоследствии видным членом «Земли и воли» и «Народной воли». Небольшой кружок «для саморазвития», организованный в учебном заведении Зунделевичем, через несколько лет превратился в крупный центр распространения подпольной литературы. Под влиянием друга Иохельсон активно включился в революционную деятельность, и в 1875 г. был вынужден под угрозой ареста бежать в Германию. Там получил профессию токаря, работал на машиностроительном заводе, жил в русской студенческой коммуне.

В конце 1877 г. Иохельсон вернулся в Россию и вступил в организацию «Народная воля». На родине заведовал динамитной мастерской и типографией по изготовлению подложных паспортов, помогал переправлять нелегалов через границу. Летом 1888 г. был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, откуда отправлен в десятилетнюю ссылку в Восточную Сибирь. Первоначально его поселили в Олёкминске, но вскоре местная полиция, прочитав в одном из писем смутьяна рассуждения о том, что ссыльные должны заняться изучением туземных племён, «пошла ему навстречу» и с соответствующим ироничным напутствием отправила на Колыму.

Больше двух лет Иохельсон провёл среди местного племени – юкагиров и ламутов. Прекрасно изучил юкагирский язык, собрал ценнейший этнографический материал – полные данные о юкагирах, которые до того времени почти никому не были известны и даже считались вымершими. По результатам наблюдений учёный пишет серьёзные научные работы «Олёкминские скопцы» и «Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении». Последний труд удостоен серебряной медали Императорского Российского географического общества (ИРГО).

В 1894–1897 гг. Иохельсон вместе с другим ссыльным российским этнографом Владимиром Богоразом принимает участие в Сибиряковской экспедиции. За работу «Бродячие роды между Индигиркой и Колымой» награждён малой золотой медалью ИРГО.

В 1898 г. учёный возвращается в Петербург, где встречается с американским антропологом Францем Боасом, пригласившим его участвовать в Северо-Тихоокеанской экспедиции. Разрешение на поездку Иохельсону и Богоразу даёт лично Николай I, однако сопровождает его тайным циркуляром: не оказывать им, как бывшим революционерам, никакой помощи. В результате отряд вынужден работать в тяжелейших условиях, но, несмотря на все трудности, исследователям удаётся собрать обширные этнографические и лингвистические материалы. На их основе Иохельсон написал несколько ценнейших монографий по истории и культуре коряков и юкагиров. Составил русско-юкагирский и юкагиро-русский словари, собрал уникальную коллекцию местных писем и чертежей на бересте, а также материалы по фольклору, лингвистике, антропологии, семейным отношениям, религии, обычаям, материальной культуре и экономике местного населения, ставшие основой для монографии «Юкагиры». Нашёл и описал многочисленные образцы существовавшей в то время у коряков каменной и костяной индустрии, глубоко изучил их самобытное искусство, особенно изделия из кости и национальную вышивку.

В 1908–1912 гг. Владимир Ильич участвовал в экспедиции на Камчатку и Алеутские острова. Накопил огромный материал по местному фольклору и провёл интересные параллели с мифологией чукчей, камчадалов, эскимосов и североамериканских индейцев. Создал словарь алеутов, записал и перевёл на русский язык 150 их преданий, мифов и сказок. Труды эти уникальны, до сих пор имеют исключительную ценность и до конца ещё не разобраны. Значительное место заняли в экспедиции археологические работы. Собранные там экспонаты и сделанные фотографии составили сегодня основу алеутского отдела Румянцевского музея.

В 1914 г. «за совокупность трудов» учёный был награждён очередной медалью ИРГО, но денег не получил и практически остался без средств к существованию. Обратился в Академию наук с просьбой об оказании содействия в обработке и издании собранных им в экспедициях материалов. Просил две тысячи рублей на пять лет, что соответствовало зарплате младшего этнографа, но так ничего и не получил. В 1918 г. Владимир Ильич стал сотрудником Азиатского музея в Петрограде, но работы его не публиковались. Иохельсон эмигрировал в США, там уже на английском языке он опубликовал несколько своих монографий. На родине же его труды ещё долго подвергались критике за «немарксизм». Однако все свои архивы Иохельсон завещал передать СССР.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram