В воспалённых мозгах чиновников природоохранительных ведомств возникла идея – отнести отходы животноводства и птицеводства ко 2-му классу опасности. И нормативная база уже готовится. А в Госдуме прозвучали ещё более кардинальные предложения – навозу и птичьему помёту вообще присвоить 1-й класс опасности, приравняв этот продукт жизнедеятельности, например, к ядерным отходам.
Ведомства выступают против мяса, яиц и молока
В России, по оценкам Минсельхоза, воспроизведено свыше 10 млрд тонн органических отходов животноводства. С каждым годом эта цифра увеличивается более чем на 300 млн тонн. Всё это богатство (без кавычек) занимает свыше 2,5 млн га земли, что в 50 раз больше, чем все вместе взятые свалки ТБО.
Возможно, поэтому в недрах Минприроды и Росприроднадзора созрела одна очень опасная глупость – перевести навоз и куриный помёт из 3-го и 4-го классов опасности во 2-й. Что тоже неслабо, 2-й класс опасности имеют мышьяк, метанол, формальдегид и т.д.
Для чего это делается, версий несколько. Первая – заставить птицеводов и животноводов «прибирать» за собой, а тех, кто не справился, жестоко наказывать рублём. Наличие отходов и сегодня по ныне действующему классу опасности способно очень быстро обанкротить любое животноводческое предприятие. Согласно Постановлению Правительства РФ №344 от 2003 года, птицеводы и животноводы должны вносить экологические платежи по 497 руб. в год за тонну хранения, а с региональными коэффициентами эта цифра удваивается. Выращиваешь скот – уже виноват. На первый взгляд забота об экологии и бюджете. Вторая версия – за этими предложениями торчат «уши» производителей минеральных удобрений и разнообразной химии. Органика, то есть помёт и навоз, является злейшим врагом «химиков». Массовый переход к экологически чистому земледелию сразу отразится на доходах концернов. А повышение класса опасности органических отходов животноводства усложнит их переработку и использование в растениеводстве – к отходам 1-го и 2-го классов опасности отношение должно быть соответствующее. Впору по всей стране могильники строить – что не ферма, то обязательно и смертельно опасные яды на выходе… Третья версия, самая элементарная, – чиновники при всей любви к экологически чистым продуктам на своём столе попросту не знают, как справиться с накопленными миллионами тонн помёта и навоза.
Николай Рябчевский, руководитель НВК «Природное земледелие», выступая в Госдуме на последнем круглом столе, лично смог убедиться в том, что это реально продвигаемая вредоносная программа. И удивляется:
– Уже сейчас есть реально внедрённые технологии, способные за несколько дней отферментировать помёт и навоз масштабно в 5-й класс, то есть в безопасные отходы. А специалист по органическому земледелию Геннадий Косьяненко утверждает, что владеет способом, как это можно сделать за считаные минуты.
Пришлось отправиться в город Сергиев Посад к Валерию Лысенко, главному научному сотруднику Всероссийского научно-исследовательского и технологического института птицеводства, доктору сельскохозяйственных наук. Он всю жизнь положил на исследования отходов жизнедеятельности птицы:
– Интересно, с каких это пор ценнейшие постоянно возобновляемые органические сырьевые ресурсы, птичий помёт и навоз, поступающие от птицефабрик, ферм крупного рогатого скота и свиноводческих комплексов, стали для аграриев опасными отходами? Надо просто ими правильно распоряжаться.
– А если запишут птичий помёт в отход 2-й категории опасности – такое окончательное решение может быть принято в самое ближайшее время в Минприроды России?
– Тех, кто имеет дело с сельским хозяйством, а точнее, занимается выращиванием картофеля, овощей, зерновых культур, плодовых деревьев и ягодных кустарников, такое заключение может привести в шоковое состояние.
Как видим, у государства есть мощнейшие карательные рычаги воздействия на животноводов, птицеводов и растениеводов. При этом, субсидируя только минеральные удобрения и химические средства, государство своими руками напрямую финансирует деградацию земель сельхозназначения. Вместо того чтобы стимулировать, подталкивать хозяйства к экологически безупречному земледелию и животноводству. Обрабатываешь растения органикой – вот тебе компенсация. Переработал помёт и навоз в эффективное удобрение – субсидии и льготы по налогообложению. Ничего сверхъестественного. Плюс на органике снижается себестоимость продукции, растёт урожайность, к пищевым продуктам возвращаются полезные свойства и часто подзабытый вкус.
О подготовке, переработке и использовании птичьего помёта в отечественных и зарубежных журналах опубликовано более 140 научных статей, издано 10 книг и монографий. Рекомендации того же В. Лысенко пользуются популярностью у специалистов и практиков-аграриев Болгарии, Дании, Вьетнама, Латвии. Приходится сожалеть, что надзорные органы не знакомы ни с книгами, ни с результатами многолетних исследований отечественных учёных. Невдомёк им знать, что сельское хозяйство – это растениеводство и животноводство как неделимый живой организм. Взял у земли – верни. Сегодня это разделённые рекой берега.
Органика в работе
«АН» обещали наблюдать, как работает органическое биоудобрение на полях, отслеживать, скажем так, чистоту эксперимента. И Николай Рябчевский, в свою очередь, не менее внимательно контролирует, какие результаты даёт обработка полей органическими удобрениями из переработанного птичьего помёта. Вот его последние «новости с полей и огородов»:
– Этот год в плане погоды очень проблемный: Краснодарский край заливает дождями, в Крымском районе комбайны не могут выехать в поля, а в Тихорецком никак не начнут молотить пшеницу. Волгоградская область загибается от засухи. Уверен, что статистика Минсельхоза будет далеко не обнадёживающая. Но у нас пока провалов не отмечается. В Сальском районе Ростовской области (на самой границе с «засыхающей» Волгоградской областью) результат по пшенице на контроле (без подкормок) – всего 22 центнера с гектара. На другой части поля после двух подкормок по листу (опрыскиванием) результат иной – 31 центнер с гектара.
А теперь экономика. Затраты на подкормку составили около тысячи рублей на гектар. Как ожидается, в этом году тонна продовольственной пшеницы будет стоить более 10 тыс. рублей. Простейший расчёт показывает, что в этом конкретном случае земледельцы на каждый вложенный в подкормку рубль получили около десяти рублей дополнительной прибыли. Неплохо?
А Николай продолжает:
– У овощеводов Багаевского и Семикаракорского районов той же Ростовской области ежегодно подтверждается устойчивая тенденция от применения органических удобрений. На едином агрофоне добавляется до 50% огурцов, помидоров, кабачков, капусты, на 30–40% растёт урожай лука и картофеля (а зачастую и больше), меняются к лучшему кулинарные и вкусовые свойства овощей. В Мартыновском районе вырастили на трёх гектарах 250 тонн арбузов, в среднем около 85 тонн с гектара, причём средний вес каждого в пределах
10–12 кг. Что важно – эти бахчеводы практически отказались от применения химии, комплексно сработали «Биокладом» (жидким органическим удобрением из птичьего помёта). В результате экономия средств в сезоне составила до 70% от прошлых лет. А главное – вкус и аромат безнитратного арбуза! Собранный урожай у них сразу купили оптом за 5 миллионов рублей. Согласитесь, отличный доход всего-то с 3 гектаров.
В Нижегородской области уже есть первые результаты «эксперимента» – напомним, весной «АН» писали, что в хозяйстве «Бармино» заработала установка по переработке птичьего помёта в жидкое органическое удобрение, дело для волжан новое. Рябчевский не без гордости хвалится:
– Хочу сказать, что объезд полей в Бармино показал отличные результаты. Там, где контроль вообще без применения удобрений, видим прогноз до 15–17 центнеров с гектара, где применялись минеральные удобрения – до 23–25 центнеров. А там, где применяли полную схему работы «Биоклада» с другими биоингредиентами, ждём на разных полях от 30 до 45 центнеров с гектара на ячмене и озимых. Были поля, которые весной пришлось пересеять. На них агроном Кирилл сделал нашу двойную обработку по ячменю. Сегодня эти поля лучше, чем у соседей, и дадут не меньше 30 центнеров. По кормам скоро будет анализ по протеину, тоже ждём хороший результат.
От автора хочу добавить – сотрудники газеты, у кого есть дачные участки, с лёгкой руки Николая, испытали удобрения «на себе». Скажу коротко – посадки так и прут. У главного редактора резко пошли в рост кусты смородины, которые имели чахлый вид все прошлые годы. Единственный «минус» – сорнякам органика тоже пришлась по вкусу, приходится вести с ними непримиримую борьбу. Я выбрал простую тактику – сначала уничтожаю сорняки, а потом опрыскиваю культурные растения по листу. Таким образом, зловредному осоту, одуванчикам и сныти меньше достаётся животворящей жидкости. Продолжаем экспериментировать, наблюдать и возмещать почве взятое с урожаем. И дивиться беспомощности и вредоносности правительственных чиновников.