Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 27(468) от 23.07.2015

Рука общества

, 09:13 , Обозреватель отдела Общество

Общественной палате России исполнилось десять лет. В связи с юбилейной датой на вопросы «АН» ответил секретарь ОП Александр БРЕЧАЛОВ. По совместительству – сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта и первый вице-президент организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

- Недавно на встрече по случаю десятилетия Общественной палаты президент высоко оценил её деятельность. Что, на ваш взгляд, является главным достижением ОП?

– Моё мнение на этот счёт менялось несколько раз. Но сейчас я чётко понимаю: одна из важнейших инициатив – это закон «Об основах общественного контроля». Если погрузиться в историю России и почитать классиков русской литературы, становится ясно, что коррупция во все времена была неотъемлемой частью нашего государства. Не стоит из-за этого сетовать, не стоит это оправдывать, надо просто принять это как данность. Справиться с этим можно только посредством общественного контроля при поддержке национального лидера, больше никак. Нам не нужно безумное количество государственных контролёров, которые следят друг за другом.

Закон «Об основах общественного контроля» был подготовлен и пролоббирован предыдущим созывом Общественной палаты. Уже год он работает. Не могу сказать, что это инструкция к применению. Он носит рамочный характер, рекомендательный. В него нужно вносить поправки, над чем мы активно работаем. «Донастроить» его – наша задача в 2015–2016 годах. Но то, что в российском законодательстве появилось такое понятие, – уже крайне важно. Закон предусматривает «линейку» по субъектам РФ, учитывая региональные общественные палаты и различные НКО.

– Также президент сказал, что власть прислушивается к рекомендациям Общественной палаты.

– Безусловно. И хотелось бы, чтобы ещё больше прислушивалась. Идеальный руководитель региона – тот, кто сознательно сам себе создаёт конкуренцию в общественно-политическом поле, чтобы существовала альтернативная точка зрения. Отличная от той, которую высказывают руководителю его подчинённые и даже представители законодательной власти. Это ни в коем случае не означает, что руководитель расписывается в своей некомпетентности или некомпетентности своей команды. Напротив. Это означает, что при выработке решений он хочет найти самые оптимальные из них, самые компромиссные, способные удовлетворить каждого. Увы, я не смогу назвать и пяти регионов с такой управленческой моделью, которая бы наладила достойную коммуникацию с гражданским обществом.

– И даже наоборот – многие руководители ополчаются на СМИ, например.

– К СМИ у нас тоже есть претензии. К примеру, есть в Свердловской области активный и эффективный депутат Заксобрания Евгений Артюх. Был интересный эпизод. 12 июня, День России. Стоит на сцене в Екатеринбурге весь политический истеблишмент региона. От порывов ветра рядом падает символ страны – российский флаг. Никто не среагировал, только Артюх подошёл, поднял его и держал. Но сейчас пресса в регионе зацепила тот факт, что он якобы на яхте катается за границей. Хотя он ещё и успешный предприниматель, практикует каждый год поездки на парусных судах, совмещая с велосипедными прогулками. Вполне может себе это позволить. И вот областная «квазипресса» раскачивает эту тему, а про инцидент с флагом не пишет. Или про то, что Артюх помогает детскому дому и делает свою депутатскую работу качественно. Часто такие СМИ заряжены внутренней политикой региона и лупят людей, представляющих для регионального руководства угрозу на ближайших выборах.

В целом вы, конечно, правы. Руководитель Общественной палаты Кировской области Андрей Усенко задал соответствующий вопрос президенту. Сказал, что многие региональные руководители совсем «заплывают за буйки», бессовестно коррумпируют прессу. Тех, кого не могут купить, давят. А ведь и независимые СМИ, и независимые НКО – это обязательный элемент. Без их участия не выведешь регион на приемлемый уровень, не добьёшься эффективной работы министерства, да и просто не реализуешь ни одной программы.

– Увы, но это мнение часто отвергают не только губернаторы, но и граждане. Мол, разноголосица сеет смуту, а там и до майдана недалеко.

– Не согласен. Я вижу много активных граждан. Число людей, которые обращаются к нам, растёт в геометрической прогрессии. Причём они приходят не с кляузами, а приносят структурированный материал, с которым можно работать. Они находят в лице Общественной палаты площадку, где могут высказаться, и получают ожидаемую обратную связь.

Что касается майдана, то эта история для России сейчас нереалистична. Взгляните на рейтинг президента. В нашей стране действительно сильный лидер, который принимает не только смелые, но и взвешенные решения. Если власть будет слышать людей, то никаких майданов не случится. Майдан возможен только тогда, когда власть ни на кого не обращает внимания и всё делает по-своему. В этом случае как раз и будут митинги, пикеты, сборы подписей и тому подобное.

– Одна из функций Общественной палаты – регулирование некоммерческого сектора или, как его ещё называют, «третьего сектора».

– Пока «третий сектор» в приоритете только у президента, у Общественной палаты, у Совета по правам человека при президенте, у уполномоченного по правам человека. Здесь нет системы. Например, Минсельхоз в 2014 году выделил 190 миллионов рублей на поддержку сельских НКО, а освоено было 72 миллиона рублей. Парадокс: на селе огромная потребность в реализации всевозможных проектов – и такая сумма денег вернулась обратно в бюджет! Причём мы даже не можем подсчитать, сколько денег какое министерство выделило на общественные проекты.

Необходимо перенимать опыт США и Европы в учёте и структурировании «третьего сектора». У нас и политические, и социально ориентированные НКО могут находиться на упрощённом налогообложении. Политические НКО в России получают из-за рубежа сотни миллионов рублей в год, а социально ориентированные НКО, занимающиеся проблемами стариков и сирот, ходят с протянутой рукой. При этом налоги с них взимаются, повторяю, одинаковые. На Западе такого нет. Если НКО на Западе занимается политикой, то налоги для неё очень высоки. И тем выше, чем больше средств эта организация получает из-за рубежа.

Или, к примеру, возьмём такую проблему. В России всё больше желающих заниматься поддержкой материнства и детства. В июне мы провели в Общественной палате конференцию по этому поводу, была сформирована соответствующая ассоциация. Проблема в том, что люди зачастую не умеют оказывать эти услуги. Желание и порыв сердца есть, а навыков нет. Необходимо обучать таких людей, а этим никто не занимается. Пока средства на «третий сектор» выделяются по остаточному принципу.

– Недавно мы писали о том, как в рамках региональных форумов «Сообщество» вы выявляете способных гражданских активистов, новых лидеров общественного мнения, а в рамках проекта «Перспектива» обучаете их. Если говорить о гражданском обществе в России, то пациент скорее жив, чем мёртв?

– Безусловно, гражданское общество в России есть и развивается всё сильнее. Людей, настроенных на дело, на созидание, гораздо больше, чем тех, кто пишет в Интернете о том, как всё плохо, и при этом не делает ничего полезного. Приведу пример, который я встретил во время своей недавней поездки в Карелию: успешный предприниматель Надежда Калмыкова вернулась из Петрозаводска в родовую деревню Кинерма и возрождает её. Приходится преодолевать множество сложностей – таких, какие и не снились большинству людей, поливающих всё вокруг грязью. И при этом позитива у Калмыковой во сто крат больше. И нет этого стона, плача Ярославны, что не дают денег, что нет дорог и так далее. Интернет и реальная жизнь сильно различаются по повестке дня и по настроениям.

В России хватает людей, с которыми – не побоюсь этих слов – можно строить будущее. Здесь важна поддержка лидера. Спасибо президенту – он второй год подряд встречается с Общественной палатой. Люди идут к нам потому, что он нас слышит и поддерживает. В противном случае гражданские активисты чувствовали бы себя донкихотами, сражающимися с ветряными мельницами.

– Получается, низовую активность возможно расшевелить сверху?

– Абсолютно точно. Наверное, это где-то неправильно, что она нуждается в подталкиваниях сверху, но другого пути нет. В регионах мы работаем не только с местными общественными палатами и не только с НКО. В центре нашей работы – активный гражданин, его потребности и его инициативы. Концепция форумов «Сообщество» как раз в том, что это форумы для активных граждан. У нас нет пленарок, что нравится людям, формат общения заточен под «би ту би» и «би ту си». Форумы дают потрясающую обратную связь. Практический опыт граждан мы будем мультиплицировать, упаковывать в кейсы и раздавать их другим гражданам, проявляющим интерес. Хочешь заниматься вот этим? Пожалуйста, изучи опыт людей, которые в этом преуспели.

– Мы однажды уже говорили с вами о том, что Общественная палата во многом дублирует функции российского парламента. Спрашивается: зачем нам такой парламент, функции которого приходится дублировать?

– Система общественных палат по всей стране – это гораздо более широкая и глубокая структура, чем российский парламент. Более живая, если угодно. Мы лучше приспособлены для обратной связи и, соответственно, можем эффективнее работать над законопроектами, вести расследования чиновничьих злоупотреблений. Кроме того (давайте не будем лукавить), в федеральный и региональные парламенты попадают прежде всего представители элит. Это лоббистские площадки. И я не думаю, что за рубежом дела обстоят сильно иначе.

С другой стороны, конечно же, мы не в состоянии выполнять всю ту работу, которую выполняют Госдума и Совет Федерации. Мы обращаем внимание только на самые важные, социально значимые законопроекты. Российский парламент я считаю вполне дееспособным, но надеюсь, что на следующих выборах победу одержат в том числе гражданские активисты, которых мы заметили и у которых есть за плечами реальный социально полезный опыт. Ещё мы рассчитываем поставить депутата в такие условия, чтобы он всё-таки работал: посещал заседания, встречался с гражданами, решал проблемы. Этой законодательной нормы у нас до сих пор нет.

– Приходится ли вам в вашей деятельности, направленной на расследование злоупотреблений, сталкиваться с предложениями от губернаторов «прийти попить кофе»?

– По большей части это связано с проектом ОНФ «За честные закупки». Некоторые воспринимают наши действия очень лично и очень остро. Были и угрозы, и попытки «поговорить», поддержав тот или иной наш проект, и заказные статьи против нас в СМИ. Но всё это истории без продолжения, и случаются они не систематически, а эпизодически. Бывает и наоборот. Звонит губернатор и говорит: «Спасибо, что обратили моё внимание на эту проблему. Вкручу мозги кому надо».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram