Свершилось: в «Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») с 30 апреля новый генеральный директор – Сергей Вельможкин. «АН» писали о глупостях, которыми занимался на этом посту Сергей Сергеев. В данном случае можно совершенно определённо сказать – «постпогосяновский» руководитель Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, силы в Военно-промышленной комиссии, где первую скрипку играет вице-премьер Дмитрий Рогозин, и Минпромторг в лице Дениса Мантурова сделали шаг «на путь исправления». Похоже, в авиастроении что-то начали ставить обратно, как положено, с головы на ноги.
Авиастроители и авиамучители
Патриарх «Ильюшина» Генрих Васильевич Новожилов в разговоре сказал прямо: «Восемь месяцев псу под хвост».
Это он имел в виду результаты деятельности Авиационного комплекса под руководством генерального директора ОАО «Ил» Сергея Сергеева. Сорванные контракты, производство, остановленное неумными распоряжениями. Назначенец М. Погосяна и выходец из «Сухого» С. Сергеев замучил коллектив бесконечными совещаниями и бумаготворчеством, утопил тонко настроенный организм знаменитой фирмы в бессмысленной и беспощадной реорганизации. Настоящий истребитель! Любая реорганизация, даже правильно исполненная, может дать результат, но он будет отложенным во времени, придёт не сразу. А если с маху, как Сергеев, начинать менять ключевых сотрудников на варягов, не знакомых ни с конструкторской школой фирмы, ни с её духом, то толку точно не будет.
Дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов, когда в 1970‑м принял КБ из рук Сергея Владимировича Ильюшина, был правой рукой и учеником генерального конструктора. Он ничего не стал ломать, и уже под его командованием были созданы такие самолёты, как Ил‑76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114. Плюс огромный задел проектов, развитие того же Ил-96. Другой вопрос, что настали такие времена, когда само существование гражданского и транспортного авиастроения в стране стало под большим вопросом. Но фирме хватило запаса устойчивости, чтобы сохранить компетенции в разрушительные 90-е и не сгинуть в небытие в ХХI веке. Из рук Г. Новожилова эстафетную палочку руководства получил коренной ильюшинец Виктор Ливанов, он сразу после МАИ пришёл на работу в КБ. И только после его кончины в прошлом году Погосяну наконец удалось внедрить на «Ил» своего человека, который, по сути, парализовал работу авиационного комплекса – запас устойчивости не бесконечен.
От «прожектов» к делу
Именно Сергеев подкинул вице-премьеру Дм. Рогозину предложение по созданию военно-транспортного самолёта «Ермак», на единой платформе целых три типа воздушных судов на 80, 160 и 240 тонн коммерческой нагрузки. Никто не спорит, России нужен свой сверхтяжёлый транспортник, но сначала нужно разобраться в возможностях создания такой линейки к 2024 году, как было заявлено. Когда про «Ермака» растрезвонили по всему свету, непререкаемый авторитет Новожилов на правах советника задал резонный вопрос генеральному директору Сергееву: «Простите, а на каком двигателе это всё будет сделано?» Тот отвечает: «ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения им. Баранова. – Прим. ред.) разрабатывает». На что Генрих Васильевич резюмировал: «Простите, ЦИАМ отродясь ни одного двигателя не сделал, он помогает делать двигатель, участвует, но никогда не создаёт». Нет двигателя – нет самолёта. По-хорошему, создать двигатель особо большой мощности, которого ещё нет в природе, – задача, как минимум, на десятилетие. А по-плохому, зная реальное положение дел на предприятиях Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), и в полтора десятилетия не уложиться. В Самаре с натугой уже который год пытаются возродить производство двигателя НК-32 для сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту‑160. Значит, Сергеев в традициях своего патрона Погосяна умудрился «подставить» всех, даже вице-премьера.
Сергей Вельможкин для ильюшинской фирмы свой. С 2005 года занимал руководящие посты в структурах «Ильюшина», а с 2011 по 2014 год являлся генеральным директором ОАО «ОАК – Транспортные самолёты», фактически разгребал завалы на пути переноса производства военно-транспортного Ил-76 из Ташкента в Ульяновск. Он уже обозначил свою позицию, что будет опираться на ильюшинцев, которые ещё остались в команде, и возвращать коллектив в «лоно ильюшинской церкви». Вельможкин в сентябре 2014 года был одним из тех, кто написал заявление «по собственному желанию», не согласившись работать с Сергеевым. Следовательно, растут шансы на быстрый выход ОАО «Ил» из коллапса и на начало работ на результат, над линейкой военно-транспортных самолётов от лёгкого до тяжёлого. Возможно, пойдёт движение и по Ил-114, переносить производство из Ташкента для С. Вельможкина – дело уже знакомое.
Непотопляемый авианосец
Говорят, творцу «Суперджета» и разрушителю гражданского авиастроения Михаилу Погосяну (именно он перетянул одеяло финансирования всего гражданского авиапрома на свой проект «Сухой Суперджет 100») прочат должность советника заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, который курирует высокотехнологичную сферу в Минобороны. Можно не сомневаться, и в этом качестве он будет лоббировать разработки «Сухого». Другие фирмы, такие как «МиГ» и «Туполев», для него не существуют.