Хореографический ансамбль «Буратино» успешно пропагандирует народные танцы: грузинские, абхазские, прибалтийские, белорусские, украинские и, конечно, русские. Однако новое руководство Культурного центра «Москвич», на базе которого работает коллектив, вдруг посчитало проект ненужным и коммерчески невыгодным…
Ансамбль существует с 1977 г., не раз становился лауреатом различных всероссийских фестивалей, объездил с концертами три десятка стран. Сегодня в ансамбле занимается более 600 детей от 3 до 17 лет.
«За годы работы я воспитала не одного народного артиста. Мои бывшие детки сегодня танцуют и в «Берёзке», и в ансамбле Игоря Моисеева, и в театре «Русские сезоны». В этом году у нас 25 новых участников – дети наших бывших воспитанников!» – рассказывает Елена Постникова, основатель и руководитель ансамбля, заслуженный деятель культуры РФ.
Через три года ансамбль должен отметить свой 40-летний юбилей. Однако праздник может и не состояться. Новое руководство Культурного центра «Москвич», на базе которого работает все эти годы коллектив, вдруг посчитало проект ненужным и коммерчески невыгодным. В связи с этим артистам до минимума решили сократить количество репетиционных часов и концертов.
Однако в департаменте культуры г. Москвы нас заверили, что эта информация не соответствует действительности. «Нами был направлен запрос директору Культурного центра С. Щербакову, который уверил нас в том, что ансамбль продолжает работать в полном объёме», – сообщили в пресс-службе департамента.
Но факты говорят сами за себя: если раньше у «Буратино» было 3–4 полноценных выступления в год, то сегодня их не взяли даже в программу Дня города! А ведь артисты без сцены чахнут. И самое обидное, что для развития и движения вперёд у коллектива есть всё: таланты, силы, костюмы, декорации, отработанный годами уникальный репертуар. Им нужны только достойные площадки для репетиций и выступлений! Но вот с этим как раз проблема.
Заместитель директора КЦ «Москвич» И.М. Елизарова уверена, что народные танцы сегодня никому не нужны, а востребованы исключительно хип-хоп, брейк, диско и прочие современные направления. Им она и даёт «зелёный свет».
По информации сотрудников «Буратино», их родной КЦ «Москвич» готовится войти в сеть европейских «Танцхаузов» под руководством немецкого куратора Бертрама Мюллера. Хореография народов России в столице страны будет заменена западным эстрадным танцем. И всё под предлогом якобы невостребованности.
«Как можно всерьёз полагать, что народные танцы никому не нужны?! Они были, есть и будут востребованы! Это всё равно что заявить о ненужности классической музыки и театральных постановок – всего, что можно назвать базовыми вещами», – негодует Виктор Кочергин, ответственный секретарь Международного союза детских общественных объединений. По его мнению, народные танцы ещё и помогают воспитывать в детях толерантность к другим культурам.
«В этом году ко мне привели много детей из Душанбе, Луганска и Ташкента. Мама девочки-украинки специально подходила, благодарила: «Дочка у вас просто ожила, начала улыбаться. Просится на занятия, спасибо огромное, вы совершили чудо!» Иногда приходящая ко мне 3–4-летняя мелюзга не знает русского, но с помощью языка танца мы очень быстро начинаем понимать друг друга. И происходит самое главное – взаимопроникновение культур, нужное детям, необходимое родителям, бессмысленное только, видимо, для власть имущих», – говорит Елена Постникова.
«Государство всё дальше отдаляет от себя сферу культуры – культурные центры сегодня находятся на самоокупаемости. Скорее всего, руководство «Москвича» посчитало нерентабельным держать такой ансамбль», – делится предположением Галина Боголюбова, общественный деятель, президент Славянского фонда России, заслуженный работник культуры РФ.
Вот только проект «Буратино» нельзя назвать коммерчески невыгодным. «Ансамбль всегда приносил в бюджет центра немалые средства. Уж никак не меньше, а то и больше хип-хопа. И сегодня мы тоже могли бы зарабатывать. Только дайте нам такую возможность!» – делится Елена Постникова.
Сложно сказать, что именно происходит в бухгалтерии Культурного центра «Москвич», но когда одного хореографа вдруг «переименовали» в методиста, а другого – в концертмейстера (без умения играть на музыкальных инструментах), то вопросы должны возникнуть у трудовой инспекции столицы. Но пока, увы, не возникают. Как не возникают вопросы у властей города и по поводу того, почему недавно отремонтированный танцевальный зал руководство КЦ намерено превратить в… ресторан! А детей уже перевели заниматься в неприспособленное помещение, где после репетиции они вынимают из тела занозы.
Если так будет продолжаться дальше, то очень скоро население целого района Москвы потеряет возможность приобщать детей к народным танцам. А значит, будет утрачен огромный пласт этнической культуры: русской, белорусской, татарской, узбекской... Мы будем растить не достойное поколение россиян, помнящих своих предков и свою историю, а манкуртов.