На память из путешествий принято привозить сувениры. К сожалению, в последнее время большую часть рынка захватила недорогая продукция из Китая. Абсолютно одинаковых кошечек и собачек можно приобрести в Лондоне и Париже, Москве и Казани, Владивостоке и Петропавловске. Поэтому вдвойне приятно, когда удаётся отыскать на полках магазинов авторское изделие, в которое мастер вложил не только труд, но и частичку души.
От ремесла к искусству
Издревле на Камчатке высоко ценилось мастерство резчиков. Ведь зверобойный промысел даёт не только шкуры и мясо. Рога, копыта, клыки и кости северных животных выступали в качестве сырья как для предметов быта (рукоятки ножей, иглы, кухонная утварь), так и для ритуальных и декоративных изделий.
– Местное население было рукодельным и изобретательным, – уверяет художник, резчик по кости, дереву и рогу Георгий Бабинский. – Коряки и ительмены всегда стремились украсить свои предметы быта, сделать их красивее, приятнее глазу. Казаки, заселяя Камчатку, отмечали красоту вещей ительменов, коряков, эвенов. Настоящие предметы искусства создавались из любого подручного материала: дерева, рога, кости, кожи.
Народные умельцы рукодельничали, как правило, между делом, в свободное от охоты, рыболовства и оленеводства время. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Причём старшее поколение обучало младшее не только непосредственно ремеслу. Учили правильно пользоваться языком традиционных цветов, орнаментов и форм. Естественно, об изготовлении на продажу речь тогда не шла: большая часть предметов оставалась в быту семьи создателя или обменивалась на другие, не менее полезные вещи. О сувенирном использовании предметов с национальным колоритом задумались лишь в советские годы. И подошли к этому вопросу со свойственным тому времени размахом:
– Камчатка гремела своими сувенирами. Несмотря на то что это был закрытый регион, у нас работала своя большая художественная фабрика с филиалами по всему краю, – с ностальгией вспоминает Георгий Бабинский.
Немногочисленные туристы привозили с Камчатки не только рыбу и икру. Излюбленными сувенирами стали причудливые фигурки из дерева и кости, поражающие тонкостью работы. Мастера воплощали в своих работах мифы и легенды народов края, сцены из жизни и быта коряков, алеутов, ительменов и эвенов. Некоторые статуэтки были так хороши, что становились предметами охоты для коллекционеров и собирателей со всей страны.
От творчества к коммерции
Но государственный заказ ушёл в прошлое. Артель приказала долго жить, фабрика закрылась. И мастера оказались перед необходимостью задуматься не только и не столько о художественной составляющей своей работы.
– Меня мастерству учил отец. В детстве, юности, отрочестве, молодости. Учил, пока не умер, был бы жив – до сих пор бы учил, – философствует мастер. – Но в чём-то отцу было проще – при нём происходило становление объединения мастеров художественных промыслов. Государство поддерживало художников материалом, помогало с реализацией заказов. Сейчас мы работаем совсем в других условиях. Позволить себе заниматься творчеством ради творчества могут немногие.
На первый взгляд «колоритных» сувениров на Камчатке и сейчас в достатке. На полках специализированных магазинов можно найти деревянного или костяного Кутха (воплощение духа Ворона, традиционно почитающееся коренными народами Дальнего Востока. – Прим. ред.), скульптурные группы, демонстрирующие особенности охоты ительменов или корякские танцы. Только цены на большинство изделий далеко не каждому туристу по карману. Вот и выбирают обладатели не очень толстых кошельков яркие пластиковые магниты с изображением вулкана Авача, закрывая глаза на надпись «made in China».
– Цена на изделие складывается из нескольких составляющих. Охотник должен добыть материал. Вертолётчик – доставить его в город. Художник – придумать и изготовить фигурку. Коммерсант – реализовать. Но на практике большая часть выручки оседает в карманах владельцев магазинов: наценка сувенирных лавок составляет 100 и более процентов! – сетует Георгий. – А напрямую к художнику обратиться может далеко не каждый заказчик. К тому же вступать в долгие переговоры и поиски мастера есть смысл только при очень нестандартных заказах. Большинство же не стремятся приобрести произведение искусства, им нужен просто приятный характерный сувенир. И это нормально. Ведь и в булочную 90% приходят за батоном, а не за мукой для каравая.
Отдельная головная боль камчатских резчиков – материал для творчества:
– Находим от случаю к случаю. Недавно когти и зубы медведя знакомые ребята с Севера привезли. Товарищ увидел по пути позвонок кита – бросил его в машину. Рога лося принёс парень, а взамен попросил сделать ему нож. Раньше, кстати, часто заказчики на выставках подходили со своим материалом. Сейчас это редкость – мало стало сырья, а то, что есть, часто уходит» всё в тот же Китай, где лучше развито массовое производство.
Почему же не бросают столь «неблагодарное» дело камчатские умельцы?
– Нравится мне резьба, – улыбается Георгий, – работаю с удовольствием. Причём не только над большими сюжетными работами. Просит «Берингия» (традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках. – Прим. ред.) сделать им триста костяных собачек – делаю. Собачки же тоже дело хорошее. Востребованы магнитики – вырезаю магнитики. И с материалом работаю разным. Рог, кость, клык – все они по-своему хороши.