Прошёл год с того дня, как заработало Общественное телевидение России. Этого времени оказалось достаточно, чтобы критики перестали нападать на телеканал за то, что он не реализует задачи, которые себе изначально и не ставил. И, напротив, смогли оценить достоинства: редкостную толковость в освещении и политических, и культурных проблем и доброжелательство, которым сейчас телеэкраны, мягко говоря, не балуют. В этом смысле «типичным представителем» канала можно считать еженедельную программу «Социальная сеть 2.0», она большинство своих тем и сюжетов черпает из блогосферы. Сегодня мы хотим поближе познакомить вас с её ведущими – Юрием АЛЕКСЕЕВЫМ и Ашотом КАРАХАНЯНОМ. Им обоим – не больше 30 лет. По своему происхождению они абсолютно соответствуют тем «замкадовским» приоритетам, которые создатель канала телемэтр Анатолий Лысенко обозначил в самом начале: один прибыл в столицу из Рязани, другой – из Иркутска.
Ашот
– Ашот, судя по отсутствию акцента, вы кавказец российского разлива?
– Да, родился в Орджоникидзе. А потом мальчиком попал на родину предков в самый тяжёлый момент. Отца как инженера перевели в разрушенный землетрясением Спитак. Жили, как все: в строительном вагончике. Было голодно. Помню, как забирался на вагон и высматривал машину с хлебом, чтобы успеть его купить… Потом переехали в Улан-Удэ, там я развернулся по музыкальной части: пел, играл на баяне, на барабанах. И хотя учился при этом на отлично, родители всё время беспокоились.
– Хотели иного пути для сына?
– Да, полагали, что хорошие варианты – юрист или врач. А музыкальной среды опасались, считали, что там сплошь алкоголики.
– Высшее образование там же получили?
– Нет, поехал в Иркутск, учился на факультете филологии и журналистики Иркутского госуниверситета. Довольно быстро попал на местное телевидение. Хорошо помню свой первый репортаж: художник пишет картину под органную музыку. Был жаден до людей, до сюжетов. Пробовал себя в разных тематиках: социальный репортаж, спорт, мода. Очень нескучными были реалити-шоу: «90-60-90» (на нём выбирали первую красавицу Иркутска), «ХXLady». Там мы работали в команде с олимпийской чемпионкой Альбиной Хомич.
– Политики избегали?
– Избегал, считал, что не готов этим заниматься. А вот с экономикой и PR довелось соприкоснуться довольно близко. С 2008 года я работал в Центре общественных связей иркутского аэропорта.
– Там же было столько ЧП.
– Вот наша задача и была переломить ситуацию. Объект сложный, там ведь двойное базирование: военное и гражданское. В итоге за время нашей работы удалось поднять пассажиропоток чуть ли не в полтора раза. Я хотел этой же деятельностью заняться и в Москве, в «Домодедове». По разным причинам не срослось, всё к лучшему.
– А в столицу уже приехали?
– Да, и узнав, что на создающемся ОТР есть вакансии, попытал счастья. Прислал пробный сценарий – его взяли. Был продюсером, столкнулся и с малоприятными моментами. В провинции подобное может случиться, но в Москве это резче, обнажённее.
– Поделитесь.
– Звоню одному из артистов, приглашаю на программу. Он почти без перехода: сколько платите? «Что вы, – отвечаю, –мы просто в гости зовём». Нет, надо 150 тысяч. А он как раз в это время своё злоязычие на ОТР и оттачивал. Вот вы отметили, что у меня нет акцента. А он потом описал дело так: звонит какой-то тип с ужасающим акцентом, и его, бескорыстного, оскорбляет предложением денег. Я сначала ошалел, потом расстроился, потом сказал себе: спасибо за науку.
– Вы ведь и в «ПравДе» поработали, это публицистический флагман канала.
– Да, мы с Юрой Алексеевым были соведущими Андрея Норкина. Дело не очень клеилось, с Андреем не всегда удавалось найти контакт. А вот когда пришёл Павел Шеремет, работа пошла дружно.
– Когда смотришь «Социальную сеть 2.0», видно, насколько вы сами увлечены процессом. В чём секрет?
– Думаю, в том, что мы берём в соцсетях то, что по-настоящему интересно и многим пользователям, и нам самим, стараемся с ними быть на одной волне. Ведь Интернет – не Зазеркалье, как считают многие старшего поколения, он живёт насущными темами. А мы, я бы сказал, форпост Интернета на телевидении. Сейчас, конечно, болельщики вовсю обсуждают итоги российского футбольного чемпионата Премьер-лиги, придёт в гости знаменитый спортсмен Александр Мостовой. Вообще, что касается гостей, на многих ярких людей фатально не хватает эфирного времени, хочется пообщаться подольше – так, например, было с Найком Борзовым, Арменом Григоряном (группа «Крематорий»). Замечу, кстати, что наши гости, как правило, люди известные, но не затасканные федеральными каналами. Ещё у всех на слуху главная призёрка «Евровидения» Кончита Вурст, откликов миллионы. Мы это тоже используем, когда выйдет ваш материал, зрители уже увидят, как меня бреют в эфире. (Действительно, увидели. Без всякого тупого хохота за кадром, а получилось забавно.)
– Чувствуется, что вы ребята, которым без юмора не живётся.
– Да, я среди наших рубрик очень люблю утки-«фейки». Например, как Ким Чен Ын велел всем стричься под себя. Или предложение депутата Мизулиной о запрете секса в Крыму. Такие вещи хороши тем, что никакого стёба не надо, это хоть и утки, но правдоподобные, оттого и смешно.
– Интернет ведь океан, откуда вы чаще черпаете темы и сюжеты?
– Мы хорошо представляем себе все основные интернет-аудитории. Скажем, «Одноклассники» для многих молодых сейчас уже почти архаика. ВКонтакте, Твиттер, Инстаграм – более продвинутые. Наша аудитория, наверное, это в наибольшей степени «фейсбучники».
Юрий
– Юрий, с чего у вас всё началось ?
– С детства в Рязани. Активный очень был, мальчишкой с братом устраивал концерты для бабушки и её подруг. Ещё не закончив школу, попал в обойму местного ГТРК, и репортёром был, и ведущим. К нам приезжал ныне известный корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, он тоже рязанский. Рассказывал много интересного, вдохновлял. Меня в итоге вдохновил так, что я поехал поступать на журфак МГУ. И представляете, сам себе не веря, поступил на бюджетный!
– Что особенно запомнилось во время учёбы?
– Из преподавателей, конечно, Анна Григорьевна Качкаева. Человек очень глубоко понимающий телевидение, я по сей день читаю все её интервью. А практика с 3-го курса была на «Военной программе» Александра Сладкова, это классик жанра. Там познакомился со знаменитым фронтовым оператором Вадимом Андреевым.
– Ну это потрясающая личность! У него же среди своих прозвище Хромая Молния!
– И человек очень обаятельный. Работалось у Сладкова хорошо, он давал свободу творчества. Поездил я и по России, и зарубежье посмотрел: Китай, Франция, Индия. Даже на норвежском крейсере удалось побывать. А каких людей увидел! Проехал по местам боевой работы Алексея Николаевича Ботяна вместе с ним самим .
– То есть с самим «майором Вихрем»?
– Ну да, спасителем Кракова. В тех местах о нём по сей день легенды ходят.
– Получается, всё шло прекрасно. Как же оказались на ОТР?
– Да, жаловаться было грех. Но позвонил товарищ, сообщил. А я обожаю новое, когда надо с нуля начинать, когда заваривается студийная каша. Перешёл и очень скоро был отправлен корреспондентом в Крымск, снял три сюжета. Хорошего там было мало, и сразу выяснилось, что местные власти привирают: вместо 8 домов для пострадавших сдано 4 .
– Вам дали рассказать об этом?
– Да, в отличие от тех же «Вестей» на ОТР рамки гласности широкие.
– Подходим к «Социальной сети 2.0».
– Поработав репортёром, я стал куратором корреспондентов. А потом Елена Аветиковна Саркисян, шеф нашей публицистики, человек из «взглядовской» когорты, сказала: «Есть потенциально интересная программа, надо завоевать аудиторию, определить конструкцию». И мы с Ашотом с энтузиазмом этим и занялись.
– С чего начали?
– Был мозговой штурм, в результате мы обозначили возрастные рамки аудитории, это в основном молодёжь. Честно скажу, я сорокалетних не всегда полностью чувствую, но за ровесников отвечаю. По складу характера наши собеседники прежде всего ребята любознательные, заряженные не на жареное и жёлтое, а на то, что интересно здравому и работающему человеку. И конечно, ироничные. Помню, какой вызвал отклик клип «микроб бондарчук» – это был такой крик души против кумовства в искусстве. В принципе все наши рубрики, я считаю, актуальны, интересен каждый человек, надо только его как следует раскрутить. Но мы не стремимся в каждой программе обязательно представить все рубрики. Иногда больше места занимает остросюжетный «Мачете», иногда «Статус онлайн» с известным гостем – в зависимости от значимости и занимательности информации.
Юра и Ашот
– Коллеги, на экране вы производите впечатление органичной, ненатужно сыгранной пары. Вы долго прирабатывались?
Ю: Мы с самого начала совместного ведения стали как бы немного сердиться друг на друга, и это добавило в программу некий перчик. Если серьёзно, то ведь мы были хорошо знакомы ещё до «Социальной сети 2.0». Ашот был продюсером моих репортажей, он великолепный редактор по гостям, всегда попадал в «десятку». Всё пошло само собой, мы никогда, например, не распределяем вопросы к гостям – как пойдёт, так и пойдёт.
– Амплуа ваши вроде бы очевидны: один в очках, посерьёзнее, другой похулиганистее, плюс южанин.
А: Между прочим, с темпераментом у Юры всё в порядке. Он человек неравнодушный, к тому же много знает. И если начинает обрушиваться на какие-то глупости, несуразности – только держись. Насчёт серьёза –преувеличивать не стоит, его на телевидении сейчас и так хватает, порой без нужды. Мы не опускаемся до зубоскальства, надеюсь, это заметно. Там, где надо, в ход идёт ирония, иногда даже пародия.
– Например?
Ю: Ну, например, нам, по-моему, удалось достойно ответить «Литературной газете», которая на ОТР и на нас в особенности напала в апреле в совершенно советском духе, со злобой, вплоть до личных оскорблений. Тут мы даже возгордились: вот она , слава! А для ответа использовали формулировки из того же незабытого арсенала советского доносительства типа «среди нас, товарищи, есть такие товарищи, которые нам, товарищи, не товарищи». И во время эфира слышали, как откровенно хохочут ребята из операторской группы, и все, кто был в студии.
– Вы пока идёте в записи. Прямого эфира ждёте?
А: Да, и мы, и наш шеф-редактор Елена Карпова. Это опытнейший профессионал, за ней прямые эфиры таких программ, как «Антропология», «Земля-Воздух». Конечно, придётся подтянуться по времени. Так мы всё-таки в среднем минут пять по хронометражу перебираем. Но зато это будет совсем другой азарт!