Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 44(386) от 14.11.2013

Ульяновск – выход в мир

, 17:42 , Обозреватель отдела Промышленность

Ульяновская область заявила о себе в авиастроении давно – на закате советской эпохи здесь создавали огромный производственный авиакомплекс, равный американскому Сиэтлу. По образу и подобию знаменитой корпорации «Боинг». Или в противовес? Сырьё, металл, энергия на входе, и готовые авиалайнеры как горячие пирожки на выходе из цехов финишной сборки. Собирались на одной гигантской производственной площадке делать всё, включая авиадвигатели. Думаю, так бы и вышло, просто не успели – с развалом страны собственное авиастроение перестало быть приоритетом государственных мужей 90-х. Успели построить только первую очередь.

Сегодня попытаться довести до ума проект советского «премьера» Косыгина и министра обороны Устинова нереально – времена изменились. Но производственные мощности остались. С середины 2000-х отсюда, с волжских берегов, всё громче доносятся претензии на лидерство в авиастроительной отрасли России. Интересно, как Ульяновская область, прочно застрявшая в сознании большинства сограждан как столица «красного пояса» и «депрессивный» регион, собирается поднимать на крыло авиапром Всея Руси? И попутно собирает «под крыло» далёкий от авиации бизнес?

От Колобка к авиационной столице

Уютный аэропорт, уютный город, уютная область. Аэропорт Ульяновска Центральный (в народе Баратаевка) сверкает свежим ремонтом, не скажешь, что это просто отличная реконструкция старого здания. Оглянувшись, на выходе видишь огромную светящуюся надпись на фасаде – «Имени Н.М. Карамзина». Что сразу настраивает на иронический лад – уважаемый писатель и историк, творивший на рубеже ХVIII–XIX веков, никакого отношения к авиации не имел. Смею предположить, что это ещё одно свидетельство неординарного подхода к областной действительности губернатора Сергея Морозова.

Но что раньше все точно знали об Ульяновске? Симбирск, родина В.И. Ульянова-Ленина. И всё. А губернатор и его команда придумали прогремевший на всю страну конкурс лавочек. Народ веселился и упражнялся в остроумии. Потом с опорой на историков-краеведов объявили себя родиной Колобка. Юмористы пришли в восторг! Запустили реализацию проекта «Воспитай Патриота». А где вы ещё видели постоянно действующий государственный орган под названием «Палата справедливости»? И наконец, совсем невиданное мероприятие: 12 сентября – День зачатия. (Этот день точно прославил область на весь мир, ха-ха!) А я приобрёл себе магнитик с памятником букве «Ё». Смешно? Не очень. Наша газета давно печатается с буквой «ё». Зимой хоровод водить будете вокруг Елочки или Ёлочки? Вот так, постепенно, от Колобка подобрались к званию «Ульяновск – авиационная столица России». И никто уже не смеётся. Потому что все на первый взгляд забавные областные программы оказались полезными и работоспособными.

В том числе и так называемый День зачатия. На самом деле официальное название акции другое – «Роди патриота в День России», то есть 12 июня, спустя 9 месяцев после 12 сентября. Проходит акция с 2005 года, и статистика подтверждает – именно в этот день в области рождаемость подскакивает вдвое! Семьи получают подарочные сертификаты на приобретение мебели или бытовой техники; в прошлом году семья Сорокиных получила 500 тыс. на улучшение жилищных условий, а главный приз – отечественный джип «УАЗ-Патриот» достался семье Куприковых из села Шумовка. Рождаемость растёт, цель акции достигнута.

На площади перед зданием областного правительства – ярмарка, торгуют продуктами, множество видов мёда от местных пчеловодов. Всё чинно и спокойно, нет и намёка на привычную анархию продуктовых рядов. Рядом молодёжь катается на роликах. Как здесь можно говорить о динамично развивающемся регионе с высокой инвестиционной привлекательностью?

И вот узнаю, что в 2012 г. по сумме показателей Всемирный банк и МФК поставили Ульяновск на первое место в национальном рейтинге условий ведения бизнеса в России. Российско-германская внешнеторговая палата по исследованиям в немецкой бизнес-среде включила его в тройку наиболее инвестиционно привлекательных регионов. Вот вам и «депрессивный» регион.

Сразу возникло сочувствие к жителям региональной столицы – хлебнут они горя с этой инвестпривлекательностью. Но, когда проехал и прошёл по областной столице, ничего сопоставимого с московской вакханалией не увидел. Добавились несколько многозвёздных гостиниц, вот и звёзды «Хилтона» засверкают через несколько месяцев. А что, в целом логично – бизнес любит комфорт и имеет возможность за него платить. Правда, в городе из-за платёжеспособных постояльцев разгорелась, как на Диком Западе, война отельеров, в которую ринулись все кому не лень. Поясню – оно того стоит.

В городе начали строить ещё один сетевой отель – «Мариотт». И вдруг, из ниоткуда, из-за нескольких деревьев на полянке, которую только отчаянный оптимист назовёт сквером, явилось «цунами народного гнева». Объединились в едином вопле в микрофон олигарх-справоросс, депутат-коммунист, группа местных пикейных жилетов. Ещё один олигарх держался в тени. Подтянулись и действительно неравнодушные жители города. Буря в стакане воды вышла нешуточная. Пришлось отменить ранее выданное разрешение на строительство. Проект встал. И всё бы ничего, да в городе шепчутся – оба олигарха, хоть и из разных политических партий, оказались владельцами двух других крупнейших ульяновских отелей.

Теперь понятно, откуда пошла волна мнений «экспертов» о «политической ошибке Морозова». Хорошо хоть, никто из местных конкурентов не сцепился с пищевыми гигантами из американской «Марс Лтд», у них уже два завода в регионе, и собираются строить третий! Вы представляете себе демонстрацию: «Нет» – «Баунти», «да» – «Белочке»! Или «Долой собачий корм со свининой!» Но это всё, конечно, мелочи. Если для кого-то за теми деревьями не видно «леса» больших инвестиций – значит, он и видеть его не хочет. Это очень по-нашему: костерить Олимпиаду в Сочи, завидовать успеху, болеть в хоккей за чехов… Увы, мы никак не расстанемся с комплексами и стереотипами. Если Ульяновск – то «красный пояс», нищета и безнадёга. И вдруг – мировые отели, шикарные спортивные объекты, амбиции, международная интеграция и… уважение. «Да как же так?!» – кричит типичный «пикейный» гражданин. – Не может этот бывший милиционер (про губернатора Морозова) так преуспеть! Не должен! Нельзя! Не хочууууу….»

Тем временем построен крытый дворец спорта для игры в хоккей с мячом на льду на 5 тыс. зрителей. Ждут в гости чемпионат мира. Дороги, старое проклятие городов Поволжья, приведены во вполне приличное состояние. Иномарки практически вытеснили отечественные автораритеты, старые «Волги» ГАЗ‑3102 докатывают свой век, похоже, только в гараже обладминистрации. Проще встретить на улицах продукцию Ульяновского автозавода, что, впрочем, логично. Гастарбайтеров с лопатами и мётлами, как ни высматривал, не увидел. Говорят, они есть на авиазаводе, но это специалисты, перебравшиеся с семьями из Ташкента, где раньше строили Ил-76.

Первый серийный Ил-76 МД-90А почти готов. Звание подтверждено

Сегодня производство этой машины окончательно прописалось на ульяновском «Авиастаре», именно такие «гастарбайтеры»-соотечественники нам и нужны. Область пробивает для них упрощённую схему получения российского гражданства. Постепенно решается и жилищный вопрос переселенцев. А в цехах кипит работа, три первых серийных «Ила» облеплены спецами. Выкатка головной машины серии ожидается в апреле 2014-го. Почему так нескоро? Цикл производства тяжёлых военно-транспортных самолётов длительный – два года. Времени на них требуется почти втрое больше, чем на пассажирский авиалайнер. В планах производства выход на мощность – 18 Ил-76 в год.

Эти гиганты принесли Ульяновску звание авиационной столицы России

Японские шинники в России

Японская компания «Бриджстоун» в процессе переговоров с Корпорацией развития запрашивала сотни документов, вплоть до того, как сдавать отчёт по экологии, – у них не было опыта работы в странах СНГ. Вот свидетельство Хираси Ёсиаки, генерального директора ООО «Бриджстоун СНГ»:

– Мы потратили много времени на выбор региона-партнёра. Было более 100 мест, где могли начать строить завод. Был определённый список критериев, по которым мы выбирали регион. Например, хорошая развитая инфраструктура, а также опыт администрации региона в развитии бизнеса с иностранными компаниями. На финальной стадии при заключении соглашения было важно понимать, насколько серьёзно, открыто, дружелюбно была настроена местная администрация к иностранным компаниям, а также готова ли она с пониманием относиться к различиям, например, японского и российского менталитетов. Представители администрации Ульяновской области, например рассматривали этот проект не только с точки зрения бизнеса, но и с позиции обмена культурным опытом.

Возможно, именно последнее сыграло свою роль. Производство будет размещено в ульяновском индустриальном парке «Заволжье» на территории площадью более 80 гектаров. Общая сумма инвестиций в проект составит 12,5 миллиарда рублей. К концу 2018 г. на заводе ежегодно будет производиться 4 млн. автопокрышек, как зимние – шипованные и нешипованные, так и летние шины.

Инвестор стучится в окошко

Если обозначить причину бурного промышленного роста, то станет ясно – сделать что-то значимое без Корпорации развития Ульяновской области было бы нереально. Генеральный директор корпорации Сергей Васин –энергичныйсорокалетний человек – коротко охарактеризовал её деятельность так:

– Сначала мы сами ищем и выходим на потенциальных инвесторов. И предлагаем им систему «одного окна». Своего рода диспетчерский центр. Мы обеспечиваем контакты с исполнительной властью, подбираем оптимальную промышленную площадку, её инфраструктуру. Кому-то требуются крупные объёмы газа, кому-то – электроэнергии или воды. Создать условия – уже наша головная боль. Инвестору не надо бороться с бюрократией, бегать подписывать горы документов. Ходим по всем инстанциям за него. Конечно, если у человека есть желание поучаствовать, готовы взять его с собой. Мы всё берём на себя – от предоставления бизнесу достоверной аналитической и справочной информации о регионе до сопровождения переговоров и визитов. Правда, российские компании иногда сами готовы заниматься согласованиями – дело привычки.

– Удовольствие воспользоваться услугами Корпорации дорого стоит?

– Нет, всё делаем бесплатно. Учредитель у нас – правительство области, и вопрос прибыльности перед нами не стоит. Целевыми показателями служат объёмы привлечённых инвестиций. И наши, и иностранные компании, прежде чем войти куда-либо, сначала выбирают и изучают регионы. Считают экономику, налоговые льготы, будущие операционные затраты, логистику, выясняют наличие трудовых ресурсов, изучают тарифы и так далее. При выборе это фактор номер один. А фактор номер два – адекватность региональных властей и реальная заинтересованность в инвесторах. Составляют длинный список, например из 20 регионов. Так вот наша задача – не прозевать, попасть в него. Потом, когда они составят короткий список из трёх-пяти предпочтительных регионов, я уверяю, Ульяновская область на 99% будет в нём.

Оказывается, чтобы стать клиентом Корпорации развития, не обязательно представлять очень крупный бизнес. Проект стоимостью 50 млн. рублей уже имеет право быть обласканным специалистами Корпорации. Предоставят на начальном этапе технический офис и юридический адрес. И проект гарантированно будет курировать один из заместителей председателя правительства области.

Сейчас Корпорация развития набрала вес. Как к этому шли? Исторически сначала было министерство инвестиций. Но правительство не может владеть, например, индустриальным парком, землёй. В итоге пришли к новой коммерческой организационно-правовой структуре. Корпорация создаёт индустриальные парки, покупает землю, разрабатывает проект планировки. Рассказывает Васин:

– Строим инженерные сети либо за счёт госпрограмм, либо (с этого года) берём кредит в банке и делаем всё сами. Корпорация развития, по сути, уполномоченный орган правительства области, работает в тесной связке с первым заместителем правительства и министром стратегического развития и инноваций Александром Смекалиным. Мы – единая команда, – подчёркивает Васин. – С властью мы говорим на языке власти, с бизнесом – на языке бизнеса, на языке цифр и экономики. Чиновник так не может – он обременён должностными инструкциями, текущей работой. А мы – специально подготовленные профессионалы.

Поинтересовался, кого ульяновцы считают конкурентами. Васин не задумываясь назвал Липецкую и Калужскую области, Татарстан. Говорит, подтягивается Тверь. В более давние времена – Санкт-Петербург. И у всех модель разная. Эталоном Васин считает калужскую, туда, к слову, и ездили поднабраться опыта. Но ульяновская модель, по утверждению Васина, не шаблонная, организационно отличается от калужского эталона. В Ульяновск тоже потянулись ходоки за секретами привлечения бизнеса. Ежегодные инвестиции в область вплотную приблизились к 80-миллиардной отметке. Для сравнения, в 2003 году их было менее 7 млрд. рублей.

И всё же инвестор в конечном счёте идёт «на Морозова». Губернатора Морозова. Как когда-то ходили на стадионы на Стрельцова и Яшина. Идут к интересному, неординарному, открытому хозяину. У которого дома – порядок. При этом по струнке никто не ходит, оппозицию в «грязь» не топчут, критиков, которых у инициативного губернатора хватает, – не душат.

«Что касается привлечения инвестиций, то в качестве примера можно привести Ульяновскую область. Общий инвестиционный портфель области составляет 194,6 миллиарда рублей. Реализуются проекты с такими компаниями, как «Бриджстоун» – производство шин, «Хемпель» – лакокраски, «Шеффлер» – автокомпоненты, «Гильдемайстер» – станкостроение. По всем инвестиционным проектам должно быть создано свыше 35, почти 36 тысяч рабочих мест. Таких показателей работы будем требовать от всех субъектов Федерации, включая, разумеется, и дальневосточные», – сказано совсем недавно Владимиром Путиным на 5-м инвестиционном форуме «Россия зовёт!».

Депрессия как исторический факт

Всем чиновникам и рядовым гражданам задавал вопрос: «Сегодня Ульяновская область депрессивный регион или нет?» Министры областного правительства категорично заявляют – «Нет, это уже история». Граждане на улицах сначала на секунду задумываются, оглядываются по сторонам, как будто впервые оценивая «среду обитания», и отвечают: «Нет, наверное…» Но кивают на Москву – там зарплаты много выше, «нам бы такие». От себя добавляю – и жизнь много дороже. Дмитрий, водитель, с которым я мотался по городу и области, туда же:

– В Москве персональный водитель у какого-нибудь бизнесмена получает за 70 тысяч, точно знаю.

Пытаюсь ему объяснить, за что такие деньги платят:

– Помотайся с утра до ночи по бесконечным заторам, когда невозможно припарковаться и отойти от машины даже по малой нужде, когда «хозяин» психует, безнадёжно опаздывая на деловую встречу, – поймёшь всю сладость столичных заработков.

Вроде соглашается, но косится недоверчиво. А когда спрашиваю его, за сколько доберёмся в аэропорт, уверенно отвечает: «Двадцати минут хватит с запасом!» Ну-ну, думаю, везёт же людям, в Москве без мигалки и сопровождения такая уверенность может подвести и в 2 часа ночи. В Ульяновской губернии мигалки и «гаишное» сопровождение власть не использует, в том числе и губернатор с министрами. Зачем? Расшили самое узкое место – переправу через Волгу, достроили доставшийся в наследство из 90-х мост-долгострой и ввели его в эксплуатацию. Пробок нет, в таких условиях можно и нужно по правилам ездить. Отсутствие до недавних пор второго моста на языке министра Смекалина было ещё одним помимо магистрального газа «серьёзным инфраструктурным ограничением». Теперь оно снято.

Единственное, что огорчило, – в авиационную столицу России прилетел на итало-французском ATR-72, а улетел канадским «Бомбардье» CRJ200. И куда запропастились наши «Туполевы» и «Аны»? Может, стоит надавить на авиакомпании, чтобы в авиационную столицу летали отечественные самолёты. Под слоганом – «Даёшь патриотам Ульяновска российский самолёт!».

Авиационная столица

Не знаю, как к этому относятся авиастроители Воронежа, Казани, Ростова-на-Дону, Самары, Улан-Удэ, Иркутска и Комсомольска-на-Амуре, да и Москвы тоже, но Ульяновская область опередила всех. И застолбила первенство крупнейшим в России после МАКСа Международным авиатранспортным форумом – МАТФ. Они не конкуренты – МАКС в Жуковском по нечётным годам, МАТФ – по чётным. В 2014-м состоится уже третий. Ни один авиазавод, какой бы крупный он ни был, провести такой форум не в состоянии. Можно смело утверждать – это детище администрации области.

Был на первом, показалось даже интереснее, чем в Жуковском на МАКСе. Там конёк – гигантская выставочная экспозиция и лётная программа, здесь, в Ульяновске, тоже летают и показывают технику, но основой являются дискуссионные площадки по авиационной тематике – от проектирования и строительства авиатехники до особенностей её эксплуатации.

Есть ещё один большущий аргумент ульяновских авиастроителей в гонке за звание авиационной столицы России – самый крупный в мире серийный транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» строили (и, возможно, ещё будут строить, всё зависит от того, как договорятся Россия с Украиной) именно здесь. Недавно Ан-124 по размерам и максимальному взлётному весу догнал и перегнал «Эрбас» А380, но негабаритные грузы европейцу не по плечу. Сейчас «Русланы» частных компаний и ВВС России проходят плановые ремонты и модернизацию в Ульяновске.

Димитровград как надежда

Тысячи онкологических больных следят за строительством в Димитровграде куда более пристально, чем за возведением олимпийских объектов в Сочи. Во втором по численности населения городе области строят первый в России центр ядерной медицины – Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии ФМБА России (ФВЦМР). Понятно, не на пустом месте – с 1956 года здесь действует Государственный научный центр «Научно-исследовательский институт атомных реакторов». Сначала область билась за то, чтобы стать первой в новом деле, сейчас обеспечивает инфраструктуру. Канализация и теплосети подведены, близится к завершению строительство водопровода. Идёт подготовка врачей и персонала, протонного ускорителя.

Пуск центра обещает стать революцией в диагностике и лечении опухолей всех видов. У отечественных врачей появится возможность излечения больных на поздних стадиях рака, пучком протонов опухоль будет уничтожена там, куда не рискнёт вторгаться ни один здравомыслящий хирург – пациент попросту не переживёт вмешательства. На базе Димитровграда будет создана медицинская школа, которая обеспечит специалистами последующие центры в других регионах страны. Если прямо сказать – строителей всё время подгоняет жутковатая статистика – онкологические заболевания вышли на второе место как причина смертности в России. Почти 2% населения страны больны и состоят на учёте в онкологических медучреждениях. То есть ждут помощи свыше 2,5 млн. человек. Центр будет способен принимать до 40 тыс. пациентов в год.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram