На обе российские столицы сегодня приходится свыше 15 тысяч интернет-магазинов. Это 60% интернет-торговли России.
В 2013 году году директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко констатировал, что в России ежедневно Интернетом пользуются около 50 млн. человек, а по последним данным аналитической компании TNS, хотя бы раз в месяц в Интернет выходят 76,5 млн. россиян (53% населения страны). Зачем наши граждане «ходят» в сеть таким кагалом? Этот вопрос занимает и самих пользователей. Так, на одном из крупнейших отечественных коммуникационных порталов они частным порядком провели опрос: оказалось, что 36% опрошенных ходят в Интернет исключительно за новостями или развлечениями. Увы, тинейджерская часть аудитории воспринимает Интернет именно с такой позиции, разве что поищет разок-другой реферат или диплом какой для скачивания (молодёжная аудитория – по данным ВЦИОМ, 71% ежедневных пользователей).Не меньший интерес соотечественников падает на социальные сети, дающие возможность широкого общения и обмена мнениями, в том числе и о товарах в Интернете. Агентство «Социальные сети» провело среди пользователей опрос, выявивший, что 29% «социальщиков» имеют опыт покупок в сети, причём пик покупательской интернет-активности приходится возрастную группу «от 25 до 34 лет» – 35%. Выходит, что сеть уже служит практическим, утилитарным целям многих людей.
А стоит ли начинать?
По данным ВЦИОМ, хотя россияне опасаются онлайн заказывать продукты питания, но одежду, обувь, электронику, бытовую технику и товары для детей покупают охотно. Покупка в сети, по словам Андрея Высокоумова, руководителя управления продаж и закупок ТД «Энерго», имеет много преимуществ: существенная экономия времени, зачастую более низкая цена на товары, нередко бесплатная доставка, широкий ассортимент, отсутствие давления на покупателя, различные акции и подарки. Но есть и подводные камни. Так, не всегда можно осуществить верный выбор товара по цвету (на экране монитора он может казаться одним, а в реальности – ничего общего) или обмануться в представлениях о грузоподъёмности крупногабаритных вещей – детской коляски или предмета мебели (в этом случае из-за возврата товара проигрывает и продавец). Или, если магазин не обладает собственным складом, продавцу придётся проверять наличие товара у поставщика, а вам (даже если вы живёте в Москве или Петербурге) – оставить мечты о немедленной доставке. Не «светит» быстрое получение купленного товара и пользователям, живущим в регионах, удалённых от магазинов: «многострадальная» почта России, с которой неминуемо будет связана пересылка, гарантировать ничего не берётся. Мутен и вопрос об оплате товара: если вы житель мегаполиса, ваше право – рассчитываться наличными или кредиткой, единовременно или с предоплатой. А вот при удалении клиента от «места прописки» интернет-магазина и отсутствии возможности самовывоза можно и погореть: деньги перевести, а покупки и не дождаться.
Бизнес при бизнесе
Подрезать крылья хочется и тем, кто хочет «срубить денег по-лёгкому», кто думает, что открыть интернет-магазин – это раз плюнуть. Да, при наличии согласованной работы call-операторов, поставщиков и отдела доставки для создания объекта удалённой торговли не надо создавать или арендовать лишние площади – ни склады, ни офисы. Но вопрос сроков комплектации заказов и доставки товара в этом случае может остаться открытым… Как наверняка удержать покупателя, который хочет «всё быстро и сразу», да ещё и при минимуме материальных, моральных и физических затрат? Вот и выходит, что открывать интернет-магазины в надежде на прибыль и пополнение клиентуры выгодно тем, у кого уже налажены связи с производителями или поставщиками, у кого есть свои складские помещения высокого класса, возможность централизовать call-центр, да ещё и автопарк, обеспечивающий бесплатную доставку. Немаловажно и верно угадать «тематику» торговли, определить целевую аудиторию бизнеса. «Так, – считает Татьяна Каверина, директор по развитию ТД «Энерго», – сегодня одними из наиболее востребованных в Интернете товаров становятся товары для детей раннего возраста. Ведь молодой маме легче заказать продукты, обувь, одежду, подгузники или игрушки через Интернет, чем совершать с маленьким ребёнком долгие походы по магазинам (желательно, чтобы помимо электронного общения интернет-магазин предлагал и общение с операторами). Такая направленность торговли, по словам Азата Григоряна, председателя совета директоров МДЦ «Энерго», к тому же является социально значимой, а, следовательно, у интернет-магазина есть шанс попасть в определённые государственные или региональные программы, т.е. обеспечить свой бизнес постоянными клиентами. И в этом случае в выигрыше могут оказаться и покупатели, и бизнесмены.