В феврале сняли строительные леса со здания второй сцены Мариинского театра в Петербурге. Город в шоке: уже собрано несколько тысяч подписей петербуржцев за его снос. Однако чиновники Министерства культуры и худрук Мариинки Валерий Гергиев в восторге от здания, напоминающего снаружи торгово-развлекательный комплекс в области. 16 лет назад, когда президент Ельцин пообещал поддержать создание второй сцены, говорилось о грандиозном современном проекте, который украсит великий город. С тех пор стоимость проекта выросла с 6 до 22 млрд. рублей, а архитектурные изыски испарились. Сегодня каждый мутный дорогостоящий проект в Петербурге получает в народе ярлык «ещё одна Мариинка». И все понимают, о чём идёт речь.
Как это делается в Петербурге
Всё началось, как и должно было, – со славы русского балета. Дескать, он уже два столетия является гордостью и визитной карточкой страны, а Мариинский театр в Петербурге – одной из двух главных сцен России. Нужна ли ему вторая сцена – вопрос спорный. Историческое здание театра вмещает 1625 зрителей. Напротив него находится консерватория с двумя великолепными концертными залами – в сумме более 2 тыс. мест, которые как раз и планировалось иметь в новом здании. Однако Валерий Гергиев упирал на то, что театру нужна современная сцена, где удобно хранить и менять декорации. А то перед премьерой, например «Аиды», их монтируют около суток: с полуночи начинают – и до следующего вечера. А можно всё это сделать за час и давать ещё два дневных спектакля.
Немаловажным был и политический аспект: в Петербурге уже лет 30 не строили ничего значительного. Кремль пообещал на проект 6 млрд. рублей, под которые привлекли американского архитектора Эрика Мосса с его 70-метровым проектом из стекла и бетона в 500 метрах от Исаакиевского собора и Английской набережной. Внятный протест не успел сформироваться, как наступил дефолт и проект лопнул. Возродился он в 2002 г. в виде распоряжения правительства РФ «О строительстве нового здания Государственного академического Мариинского театра». В конкурсе участвовал десяток архитекторов с мировыми именами, выбрали проект француза Доминика Перро с фантасмагорическим «золотым куполом».
Под это дело снесли целый квартал на берегу Крюкова канала, включая охраняемый ДК имени Первой пятилетки и лавку Литовского рынка работы Джакомо Кваренги. Однако проект Перро завернули на госэкспертизе, найдя в нём 400 недоработок. В то же время рухнули кровли катка в Баварии и супермаркета в Чехии, и от зодчего стали требовать уменьшить небезопасный купол – то есть главную изюминку проекта. Перро ругался, клял российскую бюрократию и в итоге расторг контракт, слупив 800 млн. рублей компенсации. Место снесённого квартала порастало репейником, а чиновники Минкульта уверяли, что через год вторая сцена примет первых зрителей. В 2008 г. в бюджет заложили 1,1 млрд. рублей на закупку театрального оборудования для второй сцены!
Дальше начались чисто российские чудеса: проект начал расти в цене быстрее, чем репейник за забором. Хотя не велось никаких работ и даже архитектурного решения одно время не имелось. Появился подрядчик, который начал ковырять землю и, как ни странно, забурился в грунтовые воды. Хотя в Петербурге любой школьник знает, что Театральная площадь – это Коломна, «козье болото» с самыми скверными на свете грунтами, из-за которых здесь до сих пор нет метро. Соответственно цена снова подросла.
На отметке 22 млрд. рублей тогдашний премьер Владимир Путин приказал достроить здание, не повышая больше расходов. Тут же решили окончательно отказаться от «купола Перро», хотя в предыдущие годы потратили немало миллионов на попытки его приспособить или перепроектировать. Вообще отказались от многого. Но это стало понятно, лишь когда сняли леса.
Сцена на миллиард
По словам зампреда петербургского ВООПИиК Александра Кононова, фасады, выходящие на Минский переулок и улицу Союза Печатников, получились полностью стеклянными – ранее их никогда градозащитникам не показывали, а сами они и предположить не могли, что кто-то додумается до такого ужаса. «Архитектурной ошибкой» назвал новодел обычно сдержанный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, а едва ли не единственными его обожателями стали кровно заинтересованные лица. Например, министр культуры Владимир Мединский написал в Твиттере, что это самое красивое театральное здание в мире, а Валерий Гергиев просит подождать, пока вторую сцену подсветят. Всё правильно: такой архитектурой лучше наслаждаться в тёмное время суток.
Показательно, что члены конкурсной комиссии, в которую входили экс-глава Минкульта Александр Авдеев, главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, от комментариев воздерживаются. Чуть более разговорчивые отцы «Мариинки-2» объясняют недостатки проекта рамками закона – оказывается, нельзя ставить архитектуру приоритетом! В соответствии с Федеральным законом №94 главными являются государственные требования: стоимость, сроки, сумма страховки. Для участия в конкурсе также требовался вступительный взнос, что отсеяло многих потенциальных участников. Ещё одно правило: стоимость «архитектуры» в проекте не должна превышать 20%, и значит, ожидать появления шедевров в принципе не стоит. А надо радоваться, что воплощён не самый худший проект.
В ожидании скорого открытия стараются не вспоминать и про отчёт Счётной палаты по второй сцене Мариинки, обнародованный в марте 2012 года. Аудиторы отметили, что в целом бюджетные средства расходуются на стройку крайне неэффективно, а нарушения выявлены при использовании не менее 290 млн. рублей. Удивляют и щедрые авансовые платежи подрядчикам, которые по несколько лет прокручивали бюджетные деньги, не имея возможности их разом освоить. Также трудно понять, почему в 2009 г. смета строительства вдруг выросла вдвое. Материалы проверки переданы в Генпрокуратуру, дальнейшая их судьба неизвестна. Несмотря на хвалёную автоматизацию второй сцены, Валерий Гергиев говорит о необходимости нанять 1 тыс. новых сотрудников, в результате чего расходы бюджета на Мариинку вырастут на треть и составят 1 млрд. рублей ежегодно.