Доля Александра Лебедева в «Аэрофлоте» уменьшается и, похоже, неуклонно стремится к нулю. Недавно появились официальные данные о том, что она сократилась с 5,31 до 4,9%. Хотя ещё год назад сообщалось, что банкиру принадлежит порядка 15% акций авиаперевозчика, а два года назад его доля составляла почти 26%. Видимо, брак по расчёту с «Аэрофлотом» оказался несчастливым. Александру Лебедеву так и не удалось «продавить» ни одного решения менеджмента авиакомпании в свою пользу.
Если это так, то «роман» с «Аэрофлотом» пополнит список не самых удачных проектов главы «Национальной резервной корпорации» и владельца Национального резервного банка Александра Лебедева. О том, что пакет банкира «подтаял», стало известно как раз накануне выплаты дивидендов. А ведь «Аэрофлот» славится своей щедростью в этом вопросе. В этом году на выплату «премий» акционерам будет направлено 10–12% от чистой прибыли компании.
Несвоевременность и молниеносность, с которыми Александр Лебедев сбрасывает свои авиационные активы, говорят о том, что приобретались они вовсе не для того, чтобы получать дивиденды по итогам деятельности одной из крупнейших российских компаний. Несмотря на солидный пакет в «Аэрофлоте», Александру Лебедеву не удалось провести через совет директоров этой компании ни одного принципиального для себя решения.
Взять хотя бы нашумевшую историю с самолётами Аirbus 320. Началось всё в 2008 году. Как пишет RBC Daily, лизинговая компания Alps-Stream, входящая в структуру Национальной резервной корпорации, ещё в 2008 году подписала контракт с Airbus на поставку в 2010–2014 годах 15 самолётов семейства А320, а также опцион ещё на 15 лайнеров. Самолёты предназначались для немецкой авиакомпании Blue Wings, однако из-за кризиса 2008 года и банкротства перевозчика начало поставок авиатехники было сдвинуто с 2010-го на 2012 год.
С конца 2010 года Александр Лебедев предпринимал попытки пристроить самолёты в «Аэрофлот». Речь тогда шла о приобретении 20 лайнеров Аirbus 320. Однако возникли проблемы с комплектацией (самолёты были заказаны для одноклассной авиакомпании) и двигателями (в самолётах «Аэрофлота» используются другие). В компании была создана рабочая группа, однако решения о приобретении лебедевских самолётов так и не принято по сей день.
Лоббируя покупку «Аэрофлотом» лайнеров Аirbus, Александр Лебедев всячески старался поставить под сомнение целесообразность другой сделки – приобретения авиакомпанией 50 самолётов МС-21. Это ближне- и среднемагистральные пассажирские самолёты производства ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».
«Это, конечно, возмутительная история, похожая на советский Госплан. Всё то же самое – нет никакого рынка, коммерческих структур. Всё это должно быть в рамках абсолютно коммерческих решений. Хороший самолёт – беру, нехороший – не беру. Естественно, все пересели на боинги и аэробусы. Только бедный «Аэрофлот» запихивают в эту машину», – прокомментировал сделку Александр Лебедев.
Однако жалеть «бедный» «Аэрофлот» едва ли в этой ситуации уместно. Во-первых, по информации газеты «Коммерсантъ», самолёты приобретались с 80%-ной скидкой. Во-вторых, новый лайнер будет совсем неплох. По замыслу создателей, он должен заменить на российском рынке самолёты Ту-154 и Ту-204, а затем выйти на международную арену и конкурировать с самолётами Airbus A320 и Boeing 737.
Впрочем, критиковать государственную политику в отношении «Аэрофлота» Александру Лебедеву запретить никто не может. Да это ему и не впервой. За несколько месяцев до истории с закупкой отечественных самолётов он возмущался назначением Кирилла Андросова на пост председателя совета директоров «Аэрофлота». В интервью «Коммерсантъ FM» банкир заявил, что государство назначает «своего представителя, а не человека, способного принести пользу компании».
Это тоже было не вполне справедливо, поскольку назначение Андросова не было таким уж внезапным и необоснованным. Замминистра экономразвития и торговли ещё с мая 2008-го являлся независимым экспертом и членом совета директоров авиакомпании. Кирилл Андросов имеет многолетний опыт управления как в государственных, так и в коммерческих структурах. Бурную реакцию его назначение спровоцировало только у Александра Лебедева, который к тому моменту мало того, что сам уже не являлся членом совета директоров «Аэрофлота», но к тому же начал терять терпение в отношении сделки по продаже акций лизинговой компании «Ильюшин Финанс».
Эта история заслуживает отдельного внимания. Избавиться от пакета в этой компании Лебедев пытался последние несколько лет. Принадлежащая ему Национальная резервная корпорация вела переговоры о продаже 26% акций «Ильюшин Финанс» Внешэкономбанку. Александр Лебедев столь активно добивался этой сделки, что даже соглашался продать по явно невыгодной для себя цене 6,5% акций «Аэрофлота» из состава блокирующего пакета «дочке» авиаперевозчика. Судя по всему, глава НРБ был готов не просто поступиться коммерческими интересами, но и потерять контроль в «Аэрофлоте». Сделка не состоялась, её отклонил наблюдательный совет госбанка по инициативе главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной. А глава ВЭБа Владимир Дмитриев, по сообщению агентства «Финмаркет», на вопрос, заинтересован ли Внешэкономбанк в покупке пакетов акций у акционеров «Ильюшин Финанс», ответил: «Нас устраивает та доля, которая есть».
История с акциями крупнейшей в России лизинговой компании завершилась только в этом году. В январе Александр Лебедев сумел всё-таки договориться об обмене блокирующего пакета «Ильюшин Финанс» на восемь самолётов Ту-204-100В и реструктуризацию задолженности в 700 млн. руб., которая образовалась у его авиакомпании Red Wings. По данным газеты «РБК Daily», общая сумма сделки оценивается приблизительно в 4,75 млрд. рублей. При этом сам Лебедев заявил газете, что вложил в «Ильюшин Финанс» около 6 млрд. рублей. Таким образом, если оценка сделки верна, то для предпринимателя она оказалась убыточной.
Одни убытки принесла и продажа акций самого «Аэрофлота». Ведь ещё в начале 2010 года Александру Лебедеву принадлежало 25,8% акций авиакомпании. По информации Газеты.ру, в 2009 году «Аэрофлот» и НРБ заключили контракт на продажу авиаперевозчику его акций, принадлежащих бизнесмену. Но к 2010-му цена подросла. Александр Лебедев попытался было отказаться от сделки, но, по информации «Ведомостей», дал себя уговорить гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву. В итоге потери НРБ составили 3,3 млрд. рублей, а дисконт – 28% к рыночной цене. «Я смирился и забыл», – прокомментировал сделку Александр Лебедев. Скоро акций «Аэрофлота» у него, скорее всего, не останется вообще.