В России не существует четкой и долгосрочной концепции развития ЖКХ. За последние пять лет законодательные нормы, регулирующие отношения в сфере ЖКХ, менялись так часто и так кардинально, что экономическая составляющая отрасли не успевала перестроиться.
Вот несколько примеров, которые привел на заседании круглого стола по проблемам ЖКХ начальник управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Санкт-Петербурга Денис Шабуров. Так, в июне 2011 года был принят пакет поправок в Жилищный кодекс, регулирующих деятельность ТСЖ и управляющих организаций, многие из которых противоречат другим положениями закона. Например, поправки ужесточили условия создания ТСЖ: последних обязали предоставлять полную информацию о себе. Но ведомство, которое должно контролировать этот процесс — Государственный жилищный контроль, — будет создано только в январе 2012 года.
Или: статья 161.1 Жилищного кодекса РФ обязывает создавать общественные советы в многоквартирных домах, которые выбрали формой управления управляющую компанию. Там, где собственники жилья не создадут такие советы, их должна инициировать администрация района. Но эта норма противоречит ст. 30 ч. 2 Конституции РФ, в которой говорится, что никто не может быть принужден к участию в каком-либо общественном объединении.
Причину коммунальных неплатежей Д. Шабуров также усмотрел в несовершенстве законодательства. Большинство должников не имеет другой собственности, кроме своей жилплощади, а ее, как известно, очень сложно выставить на продажу за долги. В странах же Европы больше нанимателей жилья, а не собственников… Мысль чиновника понятна?
Большая проблема — рост тарифов за коммунальные услуги, что вызывает напряженность в обществе. Согласно утверждению заместителя председателя комитета по тарифам администрации Санкт-Петербурга Ирины Богуславской, горожане платят в среднем 82% от экономически обоснованной величины тарифов. При этом, как показывают многочисленные обращения, люди не всегда понимают, что скрывается за той или иной суммой.
В ближайшее время, до 1 июля 2012 года, в соответствии с решением президента РФ Д. Медведева, тарифы на ресурсы меняться не будут. Но на июль запланирована их индексация; вместе с тем в будущем году начнут действовать и новые правила расчета тарифов. Предполагается, что жильцы будут платить исходя из показаний общедомовых счетчиков.
О том, что тарифная политика в Северной столице должна учитывать исторические реалии жилищной застройки, высказался президент Ассоциации ТСЖ Центрального района Петербурга Владимир Семенов. Старый фонд уникален, нет одинаковых домов. Необходим индивидуальный подход в каждом конкретном случае.
Надеяться на то, что какое-либо частное решение (скажем, урегулирование нормативных актов или тарифов) решит проблему ЖКХ сложно. «В работе с этой крупной социальной проблемой нужен комплексный подход», — заявил депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция КПРФ) Александр Ольховский.
Многие представители отрасли считают эффективным опыт советских времен, когда управдомы досконально знали текущее состояние дома, его потребности в ремонтах и несли персональную ответственность. Но у современных председателей ТСЖ, как правило, не хватает опыта и мало возможностей пройти обучение. Да и жильцы, даже приватизировав квартиры, часто руководствуются логикой арендатора: им проще согласиться с суммами, которые выставляют поставщики ресурсов и услуг, чем отстаивать свои интересы.
Непрозрачность отрасли — еще одна, на взгляд А. Ольховского, серьезная проблема ЖКХ. Каждый ГУП самостоятельно нанимает аудиторов, которые проверяют обоснованность предлагаемых тарифов.
Представители бизнес-сообщества, участвовавшие в круглом столе, отметили не слишком позитивную роль государства в отношении ЖКХ.
Довольно часто администрации выступают соучредителями жилкомсервисов и лоббируют их интересы, ставя государственные и частные компании в неравные конкурентные условия. Об этом сказал генеральный директор ООО «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов. Между тем, государство не способно самостоятельно решить проблемы ЖКХ. Его задача — следить за соблюдением установленных правил и законов. Сегодняшняя же модель неэффективна потому, что государство, участвующее в бизнесе в сфере ЖКХ, не заинтересовано в существовании частных компаний в жилищной отрасли. А это не позволяет развиваться здоровой конкуренции на коммунальном рынке, утверждает С. Тихонов. Его позицию поддержал председатель Совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. Первое, на его взгляд, что должно сделать государство, чтобы помочь развитию отрасли, — уйти из жилищной сферы. Бизнес сам наладит взаимоотношения с потребителями услуг. И коррупция не исчезнет, пока государство за счет бюджетных средств будет содержать отрасль.
Собственники должны напрямую платить за ремонт и содержание домов, а государство обязано защитить интересы инвестора, который готов работать в этом сегменте рынка.