Недавно Федеральная миграционная служба (ФМС) предложила отменить штамп о регистрации в паспорте. Предполагается, что уже в 2012 г. граждане смогут не спрашивать согласие ФМС на смену места прописки, а уведомлять службу о своем решении. Как такое скажется на миграционных потоках внутри страны? Об этом и не только корреспондент «АН» Александр Чуйков беседует с Жанной ЗАЙОНЧКОВСКОЙ, директором Центра миграционных исследований РАН и заведующей лабораторией миграции населения в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН.
-Жанна Антоновна, как вы относитесь к инициативе ФМС?
- Пока мы не знаем подробностей данного решения. Но было бы хорошо, если бы обещания сбылись: уж очень много неудобств терпят наши граждане из-за прописки. Однако ее отмена вряд ли серьезно повлияет на трудовую миграцию россиян. Многие россияне и сейчас работают не там, где живут. Как правило, они не регистрируются по месту своего нового местонахождения, поскольку милиция не имеет права штрафовать граждан за это. Многие годами живут и работают в другом городе или регионе, часто очень далеко от места своей прописки. Вместе с тем замена разрешительной прописки уведомительной регистрацией, безусловно, поможет более точно определить размеры и направления внутрироссийских миграционных потоков.
- Что, если не прописка, влияет на мобильность россиян?
- Жилье. Вернее, его дороговизна в сравнении с зарплатой. Россияне легки на подъем, они активно ищут новую работу. Но чаще всего это работа на стороне, не дома. А вот переезжать на новое место жительства «за работой» россияне не спешат. Все упирается в то, что человек не знает: дадут ли ему новая работа и зарплата возможность арендовать нормальное жилье. А предоставлять служебные квартиры могут очень немногие компании. Поэтому у россиян практически нет возможности переехать с семьей на новое место жительства ради работы. В результате миллионы российских семей вынуждены жить в разлуке.
Мобильность населения в США и Западной Европе в несколько раз выше, чем в России. Дело в том, что там достаточно дешевого жилья. Такое у нас не строят в принципе! Сейчас муниципалитетам самое время обратить на это внимание. Например, квартиры в домах гостиничного типа пользовались бы огромным спросом. Если бы муниципалитеты организовали это дело, они смогли бы в условиях нынешнего дефицита местных бюджетов получить неплохой доход.
- Но все-таки внутрироссийская трудовая миграция худо-бедно существует. Откуда и куда едут люди?
- В основном в региональные центры из малых городов и поселков. Часто это так называемый ступенчатый трудовой дрейф. Например, Москва собирает работников со всей округи, в том числе из таких городов, как Смоленск, Владимир и др. Но наши исследования показали, что в Смоленск, например, в свою очередь, приезжают на работу люди из малых городов родной области. Причем мы выявили один симптоматичный нюанс: люди стремятся работать там, откуда есть надежное транспортное сообщение с домом. Все-таки для мигрантов важно не терять связь с семьей, иметь возможность почаще к ней ездить.
- Это получается явно не у всех. Сколько, по вашим оценкам, тех, кто работает вдалеке от дома?
- Так называемый отхожий промысел - временная работа вдалеке от дома - действительно возродился почти через столетие. По данным нашего Центра, в России больше трех миллионов «отходников». Но если в давние времена люди уходили из сел, то теперь в селах уже почти никого не осталось. Уходят сейчас из небольших городов в города побольше.
- Как вы относитесь к предложению партии «Единая Россия» бесплатно выделять землю россиянам, желающим переехать на Дальний Восток или в Сибирь?
- Во-первых, земля сейчас - не тот «пряник», которым можно заманить людей. В современных условиях таким «пряником» может быть только благоустроенное и недорогое жилье. Во-вторых, я не вижу большого смысла в том, чтобы стимулировать миграцию на Дальний Восток и в Сибирь. Самый острый дефицит рабочих рук не там, а в Центральной России. В современной демографической ситуации развернуть миграцию с запада на восток невозможно. Нужно заботиться об улучшении условий жизни сибиряков и дальневосточников, чтобы местное население меньше выезжало. А земля... Ее и в европейской России более чем достаточно. Надо только разумно ею распорядиться.
Игра вслепую
- Сколько людей приезжают на заработки в Россию из стран ближнего зарубежья?
- По примерным оценкам, до кризиса в летний период прибывало 7-8 миллионов мигрантов из безвизовых стран СНГ. Зимой - около 5 миллионов.
- Как на миграционные потоки повлиял кризис?
- Сегодня этого никто не может сказать наверняка. Не проведено ни одного серьезного исследования о влиянии кризиса на миграцию. По разным оценкам, число мигрантов во время кризиса сократилось на 20-25%. Если стройкомплекс будет восстанавливаться медленно, уедет и большая часть «затаившихся» рабочих, которые еще надеются найти применение в России. И пока не появятся стабильные рабочие места, эти «беглецы» не вернутся.
- Верите ли вы в то, что однажды России вообще не будут нужны мигранты? И что меры, предпринимаемые правительством для подъема рождаемости, позволят увеличить количество трудоспособного населения?
- Эффект от государственных программ, конечно, есть. Но он небольшой и, главное, кратковременный. По прошествии трех-четырех лет люди начинают воспринимать этот подарок государства как должное. А значит, нужны новые стимулы. На самом деле сейчас рождаемость растет в основном из-за того, что увеличилось число женщин детородного возраста. А чиновники приписывают этот эффект своим успехам.
Но повышение рождаемости не меняет баланс трудоспособного населения в ближайшие два десятилетия. Ведь дети, которые в это время выйдут на рынок труда, уже появились на свет. Трудоспособное население России начиная с прошлого года сокращается примерно на 1 миллион человек в год. А с 2015 по 2020 год будет ежегодно уменьшаться на 1,5 миллиона. Впрочем, в период кризиса это дало некоторый положительный эффект. Например, в 2008 году количество людей в трудоспособном возрасте сократилось на 700 тысяч. В результате тем, кто в это время потерял работу, стало легче ее найти.
Выбрать колею
- Вы говорите: мигранты уезжают. Но все дворники в крупных городах - из Средней Азии. На рынках азербайджанцев меньше не стало - говорят, их в одной Москве под 2 миллиона человек. А для китайских и вьетнамских рынков отводят все новые и новые места...
- Вы делаете выводы по тем, кто на виду. Действительно, весь низовой состав служб ЖКХ в больших городах европейской части России - выходцы из Средней Азии. Электрики и сантехники - часто приезжие из Украины и Молдавии. Однако работают они под руководством граждан РФ. Относительно азербайджанцев много мифов. Население этой республики - около 9 миллионов человек. Мужчин в возрасте от 25 до 50 лет - не больше 2 миллионов. Ясно, что все они не могут работать в России, кое-кто и дома остался. Народная молва недовольна азербайджанцами потому, что они торгуют на рынках. По той же причине люди недолюбливают китайцев. Хотя их совсем немного: по оценкам нашего Центра, на Дальнем Востоке (от Иркутска до Владивостока) - не более 250-300 тысяч человек. Еще около 200 тысяч в Москве и Московской области. Это количество практически не меняется.
А вот грузины редко стоят за прилавком, потому они не вызывают раздражения. Их диаспора контролирует бизнес другой направленности - рестораны, бывшие казино, оптовую торговлю. Этим объясняется тот факт, что во время военного столкновения в Южной Осетии в России не было стычек с грузинами на национальной почве.
- Вы не приводите точных данных о количестве мигрантов. Почему?
- Прежде всего потому, что точно их сосчитать невозможно. Всегда есть люди, которые не соблюдают правила и, следовательно, не попадают в учет. Незаконные мигранты, как и у нас, исчисляются миллионами и в США, и в ЕС. Естественно, следует стремиться по возможности к более полному учету. Но для этого нужны простые правила регистрации и оформления разрешений на работу. Пока что наилучшие результаты были достигнуты в 2007 году, когда эти правила коренным образом упростились. Но, вместо того чтобы их совершенствовать, принялись вновь завинчивать гайки. Бесконечные изменения правил, их излишняя забюрократизированность - настоящая болезнь нашей миграционной политики.
Причем есть механизмы, позволяющие отследить миграцию. Но они сегодня не используются. Например, большинство приезжих, которые работают в РФ, отсылают деньги домой родным. Так вот Русславбанк на этой основе наладил учет миграционных потоков - их направления, продолжительности временной пульсации. Это очень интересный опыт. Президент Фонда «Миграция XXI век» В. Поставнин полагает, что в целях регистрации можно использовать систему сотовой связи.
- Почему, на ваш взгляд, государство этим не занимается?
- Прежде всего нужно понять, чего мы хотим. Совсем недавно об этом сказал вице-премьер Шувалов. Он поставил задачу сформировать либеральную миграционную политику, «при которой люди будут чувствовать себя достойно, а не униженно. Разрешение для получения работы, статус мигрантов - все это должно быть соразмерно возможностям людей». С ним можно полностью согласиться. Вот только часто бывает так, что наши благие намерения обставляются множеством ограничений и барьеров. И в конце концов от них ничего не остается. Тогда и получается, что миграционная политика и жизнь движутся по разным колеям.