Звучание курая, алтайское горловое пение, якутский хомус, старинные русские напевы словно дают нам соприкоснуться с вечностью. Душа замирает, а сердце наполняется светом. О магии древней музыки «НА» беседовал с признанным специалистом по музыкальному наследию коренных народов Севера, профессором, заведующим кафедрой искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств Юрием ШЕЙКИНЫМ.
-Как случилось, что вы вдруг увлеклись музыкой народов Севера?
- Впервые услышал песни коренных народов Севера в 1966 году в экспедиции. Это было самое яркое впечатление от фольклорной музыки, и оно осталось со мной навсегда. В поселке Карага - это восточный берег Камчатки - записывал двух женщин, весь репертуар которых состоял из корякских песен чаек. И ждал, конечно, песню, а услышал, как они каким-то особым горлохрипением передают крики этих птиц. И настолько ярко, самобытно. Это было даже не подражание чайкам, а передача ощущения океана, который дышит рыбой, чайками, горько-соленой водой, йодом. Поскольку вырос я во Владивостоке и подобное чувствование океана, который меняется каждый день, каждую секунду, было мне знакомо, песни чаек определили мою судьбу. Я вдруг понял, что фольклор - попытка показать суть этого мира. Понял, что в народных песнях существует некая призма, взгляд через которую дает видение культуры народа.
Не знают люди, как поют карагинские коряки, соседние с ними алюторцы, керики. Малочисленные, иногда даже микроскопические по количеству своих представителей народы на самом деле обладают очень интересными, полноценными культурами. И вот эта полноценность культур, не зависящая от численности людей, меня потрясла. Я понял, что Бог не дает маленькой культуры. Он всегда дает полноценную культуру.
- Вы сказали, люди не знают, как алюторцы, коряки поют. Но хотят ли они знать, нужно ли им это? Ведь считается, что фольклор, народное пение - это наше прошлое. Фундамент, на котором стоит современная цивилизация.
- Фольклорное прошлое человечества гораздо крупнее, чем его цивилизация. И желаем мы того или нет, но фундамент этого фольклорного прошлого намного богаче, чем наша цивилизационность. Более 50 тысяч лет человеческого опыта зашифровано в фольклоре. И он является зерном, из которого растет вся наша цивилизация. Нужно учиться фольклорно мыслить, то есть пробуждать в своем сознании фундаментальные основы музыкального мышления. Ведь оно сформировало наше сознание.
Те регионы, которые смогли сохранить реликты собственного фольклорного мышления, принципы фольклорного мышления, первозданность фольклорного мышления, раскрывают нам будущее.
Когда занимался изучением эпосов, вдруг подумал: почему же у русских все были превратились со временем в сказки? Эпос - это ведь сакральная правда, которая как бы создает портрет будущего. В фольклоре не бывает придуманного, только то, что пережито. А сказка - брехня. И как мы допустили, чтобы ЭПОС стал сказкой?!
- У каждого народа есть свои эпосы, героические сказания. Это закон жизни, пример для подражания или, как вы сказали, рассказ о будущем?
- Я уверен, что фольклористика - наука о будущем. Эпос нужно слушать в исполнении сказителя, а не читать. Потому что проекция на будущее хранится в особом произнесении эпоса. Важно все - интонация, тембр голоса, дыхание, жесты. Например, у ительменов утерян язык, они помнят только отдельные слова из него. Но, исполняя свои повествования, для придания им более органичной формы они показывают, жестикулируют, и за этим стоит жизнь этноса. Если они потеряют этот механизм передачи, потеряют то, что им дал Бог. Фольклор - это то, что дано нашему интеллекту изначально как интонационная проекция.
- Занимаясь фольклором, удалось узнать что-то о будущем?
- Конечно, я не могу его предсказывать, но то, что будущее будет раскрываться человеку поющему, человеку интонирующему - это точно. Ведь его раскрытие напрямую связано с развитием нашего интеллекта.
- Получается, что фольклор, с одной стороны, - зашифрованное будущее, а с другой стороны - таинственное заклинание, которое дает человеку силу и меняет его.
- Да, своего рода шаманство. Любая колыбельная, русский плач, причитание обладают экстрасенсорными возможностями. И если люди вдруг забывают свои песни, они все равно стремятся создать культуру, исполняющую обязанности фольклора. Народ не может сохранять этническое единство, если у него нет фольклорной среды, фольклорного мышления.
- То есть если он не поет?
- Да. Когда евреи потеряли иврит и жили в иноэтничной среде, они пели свои песни без слов. На ля-ля-ля. Причем пели потрясающе. И это помогло им сохранить себя, свои традиции. А за традициями стоят многовековой опыт, апелляция к нашему сознанию, подсознанию. И носители традиции часто об этом даже не догадываются. Когда у шамана спрашивают: «Как вы это сделали?», он часто и сам не знает. Потому что очень много происходит в фольклоре на уровне глубочайших внутренних механизмов.
Фольклор нужен для нас, для того чтобы мы слышали окружающий мир. И это поможет нам перейти новую грань в развитии человечества. Проблема же совершенно в другом. Как раскрыть интеллектуальный потенциал человечества.
- И в этом плане вы считаете, что фольклор - это та самая палочка-выручалочка.
- Фольклор как одна из форм фундаментальных норм интонационного поведения человека. Интонационно-акустическое поведение человечества - вот тот механизм, который формирует потенциал интеллектуальных возможностей.