Этнические музыкальные коллективы у нас в стране вынуждены вести приватно-клубную жизнь: редкий корпоратив да несколько столичных клубов - площадки для выступления по пальцам можно перечесть. Почитай уж лет пятнадцать у этих артистов не было больших гастрольных туров по стране. А между тем интереснейшие этноколлективы в России есть и сегодня - берегут и переосмысливают народное музыкальное наследие и выживают за счет своей европейской популярности. Группа «Намгар» на весь мир прославила песни кочевников Южной Сибири, Бурятии и Монголии.
Шаманистский нэрьеэн и веселый еохор, игровые «песни кольца», протяжные улигерные песни монгольской старины о красавицах и могучих богатырях, быстроногих конях и звоне стрел, выпущенных из боевого лука, - в репертуаре «Намгара» собраны многие музыкальные легенды отважного племени бурятов, великих воинов, бесстрашных охотников, кочевников, дороже всего ценящих бездонную глубину степного неба.
- В песнях других народностей много печальных слов, слышен плач. У бурятов все иначе, - подчеркивает Намгар Лхасаранова, солистка одноименной группы. - Возьмите любую бурятскую народную песню - нигде нет жалоб. У нас чисто буддийский взгляд на жизнь и на песни. Буряты - исключительные оптимисты. Поем о том, что все хорошо, что у нас такая красивая природа, или о том, что твои родители самые щедрые и терпеливые - долгие годы тебя растили, воспитывали, и ты должен быть достойным их и в мыслях, и в поступках.
Но чтобы понять себя и осознать, насколько дорожит культурой своего народа, Намгар нужно было уехать из Бурятии, где она уже была известной эстрадной певицей. Восемь лет назад вместе с мужем - музыкантом Евгением Золотаревым певица перебралась в Москву. Пока училась на эстрадно-джазовом отделении училища имени Гнесиных, супруг зарабатывал как только мог: был грузчиком, продавцом в магазине, затем устроился звукорежиссером в театр - любые мечты столица любит проверять на прочность. Для Евгения стало нормой завоевывать самоотверженным трудом право быть рядом с голосистой бурятской красавицей.
Выпускница улан-удинского музыкального училища пришла солисткой в группу при республиканской филармонии, где играл Золотарев. Миниатюрная красавица очаровала музыканта. Правда, родители Намгар были категорично против светлокожего кудрявого жениха. А он сумел завоевать их доверие, доказав, что справится с кочевой жизнью. Городской парень с чуткими руками музыканта целый год пас баранов, свиней, доил коров на стойбище у Лхасарановых.
- Теперь у моих родителей Женя - самый любимый зять! - Гордится супругом Намгар. - Но смешно вспоминать, как он впервые сел на коня. «Чю» ему говорит, а конь выкрутасничает и ни с места - чувствует, что на него сел слишком мягкий человек. Соседи-чабаны следили в бинокли за успехами Евгения и по началу считали его шпионом. Моя родная деревня находится в восточной Бурятии, на самой границе с Монголией. Смешанных семей там практически нет. В крайнем случае выходили замуж за переселенцев - татар или русских, - которые уже по-бурятски лучше меня говорят. Нехорошо хвастаться собственным мужем, но он больше, чем многие буряты, понимает мой народ и любит бурятскую музыку.
Музыкальная семья признается, что чем глубже погружается в народную музыку, тем интереснее становится, тем больше обнаруживает просторов для импровизации и музыкальных экспериментов. Общаются с кочевниками, исследуют архивные записи бурятских, монгольских песен. А затем стараются придать им более современное звучание. Евгений в совершенстве владеет чанзой - струнным народным бурятским инструментом, обтянутым змеиной кожей. В его звучании и голос ветра, и топот копыт, и шепот степных трав.
- По-бурятски я понимаю, но не говорю, хотя родился и вырос в Бурятии, и традиции этого народа мне очень дороги, - признается музыкант. - Рад, что нам в свое время подсказали, в каком направлении стоит развиваться. Кстати, наши с Намгар музыкальные интересы разделяет и сын. Несколько лет назад совсем еще мальчишкой мы взяли его с собой в Норвегию на международный фестиваль. Он так вдохновился выступлением японского этнического коллектива, что, вернувшись домой, сам стал заниматься традиционной музыкой. Уже знает все наши песни, советует при выборе новых.
Европа страстно увлечена этнороком и этноджазом. Упомянутый норвежский фестиваль Riddu‑Riddu ежегодно собирает лучшие этногруппы. С 2005 года Золотарев и Лхасаранова стали официальными его представителями и отвечают за отбор российских фолк-коллективов.
- Наша этническая музыка не испорчена глобализацией - нет смешения, и европейцы принимают ее на ура! - торжествует Намгар. - На фестивале в Норвегии уже были представлены группы «Ватага» и «Семен Магнит». Побывали, вероятно, все тувинские группы - и «Хуун-Хур-Ту», и «Ят-ха». Алтайские певицы и певцы. Степанида Борисова из Якутии. Последнее открытие фестиваля - «Аярхан», очень интересная группа также из Республики Саха. В Европе слишком много цивилизации, и она ищет чего-то нетронутого.
Остается только уповать, что европейские моды и нас повернут лицом к собственному многоликому этническому музыкальному наследию. В родном отечестве появятся свои «фолк-пророки», а этническая музыка станет таким же привычным видом шоу-бизнеса, как и попса, джаз и классика.