Французское кружево, шелк, кожа тонкой выделки, мерцание камней - все есть в творениях современного башкирского модельера Александра Кирдякина. И подход художника в полной мере можно назвать традиционным. Ведь башкиры почитай уже двести лет знают толк во французских аксессуарах.
Началось все с «французского» платка, о котором, к слову, вам могут даже поведать легенду. Мол, башкирские воины, участвовавшие в войне 1812 года, по дороге домой прихватили такие платочки в подарок женам да сестрам. Однако же дело было не совсем так. Уральские фабриканты заказывали печатные формы во Франции и по французским эскизам делали нарядные платки из отечественного хлопка. Башкиры же действительно вместе с другими российскими солдатами отважно сражались с наполеоновской армией. И скорее всего, как любящие мужья и братья, домой вернулись не с пустыми руками.
А еще когда-то через территорию современной Башкирии проходил Великий шелковый путь, напоминанием о богатых караванах которого осталась любовь башкирских женщин к тонким тканям, кораллам, бирюзе и раковинам каури.
- К сожалению, в национальном наряде на работу в офис не пойдешь, - сетует Александр Кирдякин. - Но попробуйте использовать элементы традиционного костюма в качестве украшения в интерьере - это удивительно красиво! Ведь и раньше, когда нагрудные украшения не носили, то развешивали их на стены между окон, и они служили оберегом от сглаза и украшением дома.
В старину только на то, чтобы набрать материал на подобный нагрудник, у мастериц уходило несколько лет. Серебряные монеты собирались, наследовались, на что-то выменивались. Бисер, камни приобретались у заезжих купцов или при случае на ярмарках. Да и подобрать узор, который достойно представит женщину в свете: расскажет о достоинствах семьи, рода и самой владелицы украшения, ох как непросто. Сакральный смысл и оберегающая магия только добавляли ответственности кропотливой работе рукодельницы. Нагрудники - хакал, селтяр, сделанные в мастерской Кирдякина, - творческая реплика старинных национальных шедевров. Те же белого металла монеты, кораллового цвета бусины, выразительные вкрапления объемных камней.
- Бижутерию под старинное серебро покупаю у дорогих итальянских фирм на выставках в Милане, Париже, - раскрывает свои «сырьевые» источники художник. - Собираю российские монеты старого образца - на них так же, как и на дореволюционных, двуглавый орел. В наши дни найти весь необходимый материал гораздо проще. Сложность в другом: первоисточников, по которым можно изучить технологию изготовления нагрудников, почти не осталось.
Альбомы по башкирскому искусству - настольные книги в мастерской Кирдякина - чтобы не сделать ошибок, сверяются с народной классикой. Материалы используют современные, а вот технология - традиционная: каждую монетку или бусинку пришивают вручную. Не случайно рукотворный хакал от башкирского модельера - лучший подарок иностранному гостю республики. Тиражировать, ставить на поток такое тонкое производство Александр Данилович считает преступлением. Неоднократно его коллекции признавались лучшими на профессиональных конкурсах, но в его уфимской мастерской этих моделей не найдешь. Разве что на фото.
- Я работаю только под конкретные заказы, - заявляет маэстро. - Не хочу тратить впустую свои силы: вещи должны жить, а не пылиться на вешалках. Свою первую серьезную башкирскую коллекцию я сделал для выставки в Париже в 1986 году.
Любовь к башкирской этнике пришла неожиданно. Как-то увидел Александр фотографию позапрошлого века. Очаровала его распорядительница праздника Каргатуй (воронья или грачиная свадьба). Ее нагрудник был унизан мешочками с желаниями односельчан. Таковы традиции этого тюркского праздника. Все пишут сокровенные желания, сворачивают записочки и вкладывают в мешочки, которые пришиваются к наряду главной женщины Каргатуя. С каждым годом мешочков становилось все больше: новые крепили, а старые не отпарывали. Костюм с фото стал прообразом модели, которая по сей день является визитной карточкой Александра Кирдякина - редкого исключения, с которым художник не стремится расстаться.
- Любой дизайнер - провинциальный портной или звезда с мировым именем - всегда интересуется этническим костюмом, - утверждает уфимский модельер. - Присмотритесь к коллекциям Гальяно: в прошлом году там были и Мексика, и русские мотивы. Кензо очень тонко использует тему. Его модели ультрасовременны, но в них всегда угадывается традиционная Япония. Наша Башкирия многонациональна. Веками здесь вместе живут русские, башкиры, татары, чуваши, украинцы - для художника это неисчерпаемый источник идей.