Аргументы Недели → Общество № 43(181) от 29.10.2009

Тропой метиса

, 13:31

Считается, что дети от смешанных браков не только красивее, но и сильнее, выносливее своих сверстников, рожденных в моноэтничных семьях. Так ли это, «НА» выяснил у Татьяны ГОДОВЫХ - кандидата медицинских наук, ученого секретаря Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, изучающего экологию человека, медицинскую антропологию, педиатрию и физиологию на северо-востоке России.

- Не секрет, что продолжительность жизни у народов Севера невелика, в том числе и из-за алкоголизма. Сложности со здоровьем возникают и у тех, кто приезжает осваивать Север. А что же получается, когда они женятся и у них рождаются дети?

- Из-за того, что коренные малочисленные народы Севера в большинстве своем перестали вести традиционный образ жизни, их здоровье в целом ухудшилось. Последние медико-демографические показатели по северным территориям страны говорят, что детская заболеваемость там выше в несколько раз, чем среднестатистическая по России. Наше исследование доказало, что у метисов происходит изменение метаболизма. Если меняются обменные процессы - слабеет иммунитет. Отсюда и заболеваемость с патологиями. А раз меняется репродукция и структуризация генов, значит, в последующих поколениях возникают мутации. Это очень серьезная проблема.

- Но ведь, строго говоря, аборигенов у нас на Земле практически нет: просто одни пришли куда-то триста лет назад, другие - тысячи. Аборигены Севера тоже пришлые. И у каждого северного народа мы найдем по этому поводу свои легенды.

- Безусловно, все мы откуда-то пришли. Но условия существования, в которые попали народы, за века сформировали у них определенный адаптивный тип. Народы Чукотки и северо-востока в силу удаленности территорий долго были изолированы от европео-идов. Хотя смешения случались. Одна девочка из эскимосского села показывала мне дневник своей бабушки. В нем зафиксирована этническая родословная семьи, состоящая из 35 национальностей! Там даже французы, американцы и поляки есть!

- Процесс глобализации активно происходит не только в мире, но и внутри нашей страны. 180 народов потихонечку перемешиваются между собой. И что, наши дети будут все слабее и слабее?!

- Нет, просто иными. Ведь если мы говорим об обмене, то имеем в виду прежде всего энергетический - сколько выделяет организм тепла, сколько расходует. Аборигены имеют более высокий уровень энергетического обмена, чем мигранты. Обморожение у истинных аборигенов Севера было невозможно, т.к. они адаптированы к холоду, а европейцы - замерзают.

- А где применимы эти знания? Нужно ли вводить разное питание, например, в школах, где учатся и дети аборигенов, и дети мигрантов, и дети от смешанных браков? Или воспитывать нужно определенным образом?

- Как это ни странно, дети сами выбирают себе питание. Те продукты, которые не были приняты у их народа, они просто не едят.

- А это правда, что дети-метисы крупнее, сильнее?

- На Чукотке сейчас питание усилено. И метисы на самом деле выше ростом, они обладают большей массой тела, и мышечная масса у них тоже больше. Но процентный состав кости у них становится меньше. И абсолютное, и относительное содержание жировой ткани увеличивается. Для аборигенов же характерно наличие только бурой жировой ткани (встречается у новорожденных детей, состоит из жировых клеток, густо оплетенных гемокапиллярами, принимает участие в процессах теплопродукции. - Прим. ред.). Для европеоидов более характерен другой тип жира. У метисов идет трансформация именно в эту сторону.

- Долгие периоды без солнца, суровая погода, низкое содержание кислорода. Люди жили там веками и приспособились: кости больше, жира меньше - и тогда в этой климатической зоне он себя будет лучше чувствовать. Может, всем остальным, кто туда решил переехать, помочь стать такими? Раз уж мы едем туда, чтобы осваивать недра...

- Человек не машина, запрограммировать его нельзя. Влиять на генотип мы еще не можем. Зато можем на фенотип - окружение индивида. Даже в суровых климатических условиях, влияя на социальную среду, можно добиться многого. Это целый комплекс мер: воспитание, микроклимат, семейные установки.

- Северные народы считают заторможенными, и даже анекдоты есть по этому поводу. А на самом-то деле они берегут энергию, не позволяют себе эмоции выплескивать, которые мы, живя в средней полосе, направо-налево плещем.

- Мне аборигены Севера часто говорили, что нельзя проявлять эмоции - ни плакать, ни смеяться, чтобы не привлекать злых духов.

- То есть, если человек из Дагестана приехал с семьей за Полярный круг, то в идеале его должны встретить и предупредить: ты должен постараться воспитать своих детей менее эмоциональными, чтобы они были здоровее.

- Нельзя заставить измениться. Потом не стоит забывать и о генетической памяти, рано или поздно она все равно проявится. Но это не страшно. Мигранты, которые живут на Севере, самостоятельно адаптируются. Хотя полноценная адаптивная трансформация возможна только у седьмого поколения мигрантов, проживающих в новой климатической зоне.

- Адаптивность - это близость к аборигенам?

- Да. Мы, конечно, брали не семь поколений. Исследовали мигрантов первого, второго и частично третьего поколений. И у них, например, четко идут изменения в сторону наращивания костной ткани.

- Но ведь тех, кто отправляется в другой климатический пояс, никто не предупреждает, что это повлечет изменения даже на физиологическом и физическом уровнях! Вы считаете это правильно?

- В свое время, когда я сама переезжала на Север и задала вопрос о том, что там меня ждет и сильно ли будет влияние на мой организм, мне ответили, что зря денег никто не платит.

- То есть в советские годы, повышенная зарплата на Севере - это была своего рода компенсация за ломку организма...

- Да, это была компенсация. И в то время она была значимой. Не то, что сейчас.

- Еще одна существенная проблема: в этногенетике многим мерещится возвращение к нацизму.

- Генетические исследования приносят пользу практическому здравоохранению. Например, было выявлено, что у чукчей от одних препаратов быстро возникает лекарственная зависимость, а другие переносятся ими хорошо. Одновременно определили чувствительность к лекарственным препаратам в условиях Севера и у мигрантов. В результате этой научной работы местные медики получили совершенно конкретные методические рекомендации. Можно в любом безобидном занятии найти экстремизм. Если есть возможность помочь людям, то это надо делать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram