Атака с орбиты
Генерал не пояснил, что он имел в виду. Попробуем разобраться в этом самостоятельно. Вряд ли речь идет о неких космических платформах с ракетами и лазерами. Это фантастика, причем сверхдорогая фантастика. Да и уязвимы подобные средства для противоспутникового оружия с Земли. А вот гиперзвуковые пилотируемые или беспилотные суборбитальные бомбардировщики - это уже более вероятно. Тем более разработки подобных летательных аппаратов ведутся у нас с давних пор, и опыт накоплен огромный. Американцы тоже не спят. Рано или поздно вполне что-то может получиться. Значит, мы должны быть готовы и к такому сценарию.
В качестве одной из мер реагирования на угрозу, по словам Зелина, к 2020 г. в России будет создан качественно новый вид Вооруженных сил - Войска воздушно-космической обороны (ВКО).
Новая военная структура должна быть способна «в мирное время обеспечить сдерживание потенциальных агрессоров, а в военное - отразить вооруженную агрессию всем имеющимся арсеналом обычного и ядерного вооружения». Созданные бригады воздушно-космической обороны будут вооружены комплексами С-400 и С-500 и рядом других. Бригады создаются на базе существующих зенитно-ракетных и радиотехнических полков.
3 июля 2009 г. в составе ВВС и ПВО было создано Объединенное стратегическое командование воздушно-космической обороны (ОСК ВКО). Оно формируется на базе ликвидированного Командования Специального назначения Московского округа ПВО (КСпН МО ПВО), а также ряда других структур ВВС и ПВО и Космических войск.
Организационно-штатная структура бригад ВКО и ОСК ВКО неизвестна, об эффективности принятых решений судить пока рано. Но курс взят на создание системы защиты страны от воздушно-космического нападения в диапазоне высот от нескольких метров до нескольких сотен километров, то есть низких космических орбит.
Эта программа позволит вывести отечественную ПВО, и в первую очередь ПВО Центрального промышленного района, на совершенно новый уровень. Ведь именно в ЦПР проживает практически пятая часть населения страны, сосредоточена большая доля промышленности, ресурсов, ценностей.
Стремление восстановить систему ПВО, сильно пострадавшую в 90-е годы, вполне объяснимо. К власти пришло новое руководство, которое видело, что случилось с Югославией. Проведенные «по горячим следам» исследовательские учения, в частности «Оборона-2000», подтвердили, что надо что-то делать.
Повальные сокращения 90‑х ударили и по ПВО Москвы и прилегающих областей. К тому времени не стало 1-й армии ПВО, переформированы были и корпуса, дивизии и бригады в ее составе. Вместо этого было сформировано Командование Специального Назначения (КСпН). В него вошли все зенитно-ракетные, радиотехнические, истребительные и даже бомбардировочные, штурмовые и вертолетные части, входящие в зону ответственности КСпН. В настоящее время это 19 зенитно-ракетных полков, 4 радиотехнических и 12 авиационных. Между прочим, 19 полков - это почти половина от общего числа их в зенитно-ракетных войсках. Конечно, единая система под названием С-50 «похудела», оставшись, впрочем, недосягаемым пределом мечтаний для любой другой страны в области ПВО. Как и вся отечественная ПВО, кстати.
Части, входившие в состав КСпН, способны и сейчас отразить атаку 400 низколетящих целей типа крылатых ракет, а имея некоторое время на подготовку - минимум вдвое больше. Сохранились в том или ином виде кое-где и внешние пояса прикрытия. Например, белорусская зона ПВО, которая де-факто интегрирована с системой ПВО КСпН.
От С-300 до С-500
В последние годы начато восстановление сплошного радиолокационного поля. На Северо-Западе РФ оно уже восстановлено. Новые РЛС, в том числе сверхдальнобойные загоризонтные и мощные надгоризонтные, уже поступают на боевое дежурство, как и дешевые станции «дежурного режима». Жаль, пока поток этих станций в войска меньше, чем хотелось бы.
Ведутся работы по модернизации парка С-300 в вариант С-300ПМ2 «Фаворит». Обновленная система способна поражать самолеты, крылатые и баллистические ракеты на дальностях вплоть до 200 км, не так уж сильно отличаясь от экспортного «урезанного» варианта С-400.
Появились в войсках первый опытный и первый серийный С‑400 «Триумф», поставки продолжаются, готовятся следующие дивизионы. До 2015 г. должно быть поставлено не менее 15-20 «Триумфов», а со временем ими заменят весь парк. Хотя система идет трудно, сказываются проблемы в промышленности. Однако буквально на днях начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Макаров объявил, что дивизион С-400 размещен на Дальнем Востоке якобы с целью защиты от северокорейских ракет. Будто бы С-300ПМ и С‑300В с этой задачей справились бы плохо! Возможно, речь идет об испытаниях системы на «передовом театре», где летают не только свои.
Начинаются поставки ЗРПК «Панцирь-С1». Он предназначен для мобильного прикрытия позиций ПВО и важных объектов от самолетов, управляемых ракет и бомб на дальностях до 20 км и высоте полета от 10 м до 15 км. Комплекс защищен от любых современных помех и способен защитить от тех целей, на которые дорогие ракеты С-300 тратить попросту невыгодно или уже поздно - дальность мала.
В ближайшие годы появятся новые средние ЗРК «Витязь», созданные на базе «малых» ракет С-400 и авиационных ракет средней дальности. В работе находится и вовсе уникальная штука - многоканальный ЗРК сверхмалой дальности «Морфей». Он должен будет взять на себя функции последнего рубежа защиты от высокоточного оружия непосредственно над целью.
Ведется разработка глубокой модернизации С-400, в ходе которой система еще более увеличит и дальность, и высоту перехвата, став, возможно, и противоспутниковой. Если нынешняя С-400 способна поражать аэродинамические и баллистические цели на дальностях более 400 км и скоростях до 5 км/сек, то модернизированная будет способна, возможно, поражать более скоростные ракеты и также цели на низкой орбите. Возрастет и число поражаемых одновременно целей.
А дополнит ее ЗРС С-500. Возможно, именно она называется «Самодержец». По некоторым данным, это противоракетная система большой дальности, по другим - универсальный комплекс, развитие С-400. Следуя логике развития, дальнейшее наращивание дальности уже не слишком целесообразно, а вот усиление противоракетных возможностей для защиты больших районов - понадобится. Скорее всего, это действительно будет родственная С-400 система. Рассчитанная в первую очередь на противоракетную и противокосмическую «работу» в пределах театра военных действий или прикрытия на региональном уровне. Разумеется, создание этих систем требует и новой системы обнаружения, целеуказания и распределения целей между наземными и воздушными средствами обнаружения и поражения, а возможно, и космическими. Работы на эту тему в России ведутся.
Все эти комплексы - С-400, С-500, «Витязь», «Панцирь» и «Морфей» создаются на унифицированной колесной базе производства Брянского автозавода. Вообще стремление к унификации радует, это уменьшает затраты.
До возрождения былой мощи еще далеко, но дело сдвинулось с мертвой точки.
Справка «АН»
Сверхсистема С-50
В конце 80-х годов система ПВО столицы представляла собой абсолютно несокрушимую крепость. Система была многоэшелонной. Непрошеных гостей, например, с западного направления, сначала ждала белорусская зона ПВО, затем смоленская, где их атаковали истребители и огневые средства «внешних» корпусов. Ну а затем работало бы непосредственное прикрытие в виде 4 поясов зенитно-ракетных средств. Последний из которых - непосредственно в центре Москвы, где разворачивались два зенитно-ракетных полка для отражения удара крылатых ракет по жизненно важным объектам. Эти позиции существуют и сейчас. Вокруг столицы и сегодня есть сплошное радиолокационное поле.
Система ПВО объединялась в единую сеть, своего рода «сверхсистему» под названием С-50. Она была способна отразить удар до 800 самолетов и вдвое больше - атакующих на сверхмалых высотах крылатых ракет. Причем одновременно.