Мы столкнулись не столько с кризисом конкретной экономической политики, сколько с коллапсом исчерпавшей свой ресурс экономической системы. И правительство оказывается в этой ситуации таким же заложником обстоятельств, как и все общество.
Более ста лет прошло с тех пор, как Ленин опубликовал свой труд «Развитие капитализма в России», а капитализмом в России и не пахнет. Отправляя на свалку истории одну дикую экономическую систему, мы водрузили на ее место другую, еще более «самобытную». Тот экономический уклад, который сложился в современной России, не имеет к капитализму никакого отношения. Не надо путать капитализм с индустриализацией. Но что же мешает России выстроить нормальный капитализм? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется русским либералам.
Известно, что плохому капитализму правительство мешает... Известно также, что правительство в России в ответе за все, в том числе за дураков, дороги и капитализм. Неизвестно только, кто в ответе за то, что у нас такое правительство, которое мешает капитализму...
Перефразируя Гегеля, можно сказать, что русские имеют именно тот «капитализм», которого они заслуживают. То есть тот, который только и может быть в стране, где нет буржуазного сознания и где элита неспособна к экономической кооперации. Не говоря уже о социальном партнерстве и политическом участии.
Экономические отношения в России в массе своей остаются примитивными и архаичными. За примерами не надо ходить далеко, они у всех на виду.
Что больше всего волнует в России продавца и покупателя квартиры? Больше всего их волнует вопрос, где взять «надежный ящик» (ячейку), куда придется сложить мешок наличных денег, пока договор будет регистрироваться. Потому что люди не доверяют друг другу. Покупатель боится, что продавец подсунет ему липовые бумаги, а продавец опасается, что покупатель убежит со своими деньгами, как только получит свидетельство о праве собственности. Они лихорадочно начинают искать банк, которому оба могли бы доверять. После этого они уже вместе начинают бояться, что их обманет банк, у которого в самый неподходящий момент могут отобрать лицензию и тогда придется выкупать за взятку свои собственные деньги. В самых тяжелых случаях приходится переписывать на бумажку номера купюр...
Что волнует в этой же ситуации европейца? Откровенно говоря, его ничего не волнует. Его единственная забота - найти хорошего юриста за скромные деньги. Все остальное делается автоматически, на доверии. Юрист берет документы покупателя, договаривается с банком о кредите, открывает у себя клиентский счет, и когда необходимая сумма собрана, направляет ее на такой же клиентский счет другого юриста, представляющего интересы продавца. Сами покупатель и продавец могут в этом процессе вообще не участвовать, и каждый получит свое: продавец - деньги на счет, а покупатель - бумаги и ключи по почте. В основе капитализма лежат доверие, самоограничение и солидарность в экономическом классе.
Капитализм - это система организованного доверия. Без доверия эта система не может работать при любом правительстве.
К сожалению, честность как ценность и как жизненный принцип практически исчезла из русского обихода. Она превратилась в атавизм, присущий отдельным «социальным неудачникам». Напротив, обман стал основным поведенческим стереотипом. Вы всегда должны быть здесь готовы к тому, что вас обманут: муж, подруга, партнер, депутат, судья... Вас обманут в большом деле и по мелочи, корысти ради и просто так, в силу привычки.
В этом нет ничего нового. Еще Герберт Уэллс писал о том, что русский мужик, хотя внешне набожен и часто крестится, считает обман особой удалью. Недаром значительная часть русских дореволюционных промышленников происходила из старообрядческой среды, где честность оставалась нравственным императивом. Но то, что происходит в России сегодня, практически не имеет аналогов в ее собственной истории. Обман стал универсальным этическим стандартом.
Капитализм вырастает из самоограничений. Ни одно правительство не способно ограничить весь народ, если народ не готов ограничивать себя сам.
Отсутствие честности с лихвой компенсируется в России избытком воли. Русские испокон веков путают волю и свободу. Воля - это враг свободы. Парадоксально, но чем больше воли имеет отдельный человек, тем менее свободно общество в целом. Воля, не обремененная ограничениями разума, продиктованными нормами морали, есть проявление природных инстинктов, враждебных всякой цивилизации, не говоря уже о таком сложном социальном мироустройстве, как капитализм.
В этом смысле 90-е годы положили начало настоящему «извержению инстинктов». Со времен Гражданской войны в России не было такой вакханалии повсеместного насилия, как во время приватизации. В России каждый живет сам по себе, как будто никого рядом с ним нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на дорогу. Только надо быть осторожнее, можно не вернуться обратно...
Никто не мог подумать, что столь буквально будут восприниматься слова популярной некогда песни: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Избыток «дикой воли» делает безальтернативным авторитарное правление. Сам себя не ограничишь, государство тебе поможет. Но тогда не жалуйся на бюрократию и коррупцию. Государственная опека - это пакетное предложение, в которое коррупция включена как нагрузка. Одно без другого не существует.
Капитализм помимо конкуренции, о которой все наслышаны, предполагает социальную и экономическую солидарность, внешним выражением которой является гражданская позиция.
Неспособность русской элиты действовать консолидированно стала притчей во языцех. Конкуренция по-русски - это процесс бесконечного подсиживания, предательства и каннибализма. Пока один Ходорковский сидит, тысячи «ходорковских» догрызают его активы, и их желудки урчат от упоения.
Так при чем здесь, скажите, правительство? Разве может правительство воспитать в русских людях буржуазность? Капитализм невозможно насадить, как рассаду на грядке. Общество, в котором нет доверия, самоконтроля и сотрудничества, при любом правительстве будет неспособно построить капитализм. Оно обречено на архаичную экономику, основанную на примитивном торгашестве и воровстве, в которой действует один принцип: «не обманешь - не продашь».
Русское общество больно, и никакое государство ему не поможет, пока оно не вылечится. Экономический рост в России возможен только через «культурную революцию», через восстановление утраченных (а часто никогда ранее не существовавших) нравственных ориентиров. Кто-то должен привести народ «в чувство», вернув уважение к базовым моральным ценностям. Кто? Это самый важный и трудный вопрос. Правительство на это не способно. Оно в этом смысле не «над схваткой», а в самой гуще «событий».
Тем не менее если не произойдет никаких существенных перемен в сложившемся «коде» экономического поведения, российская экономика войдет в полосу «перманентного кризиса», из которого ей не суждено уже выбраться. Будет чуть лучше или чуть хуже, но уже никогда не будет хорошо. Россия будет плестись в хвосте мировой экономики, переживая вместе с ней превратности ее судьбы и увеличивая свое технологическое отставание. Их кризисы будут нашими, но их подъемы будут нам недоступны.
Нет, конечно, это не гибель России. Мы слишком богаты, чтобы умереть быстро. Но это и не жизнь.
Опрос по теме
Не пора ли вернуть в России коллективное сознание при помощи идей всеобщего равенства?
Михаил Андреев, врач, Омск:
- Нет. Это ужасно скучно. Да и не получится ничего. Люди привыкли жить иначе, и в другое стойло их уже не загонишь.
Рафаэль Мамбетов, аспирант, Уфа:
- А почему нет? Нынешняя модель мироздания не устраивает большинство жителей Земли. Вот и идет возврат в прошлое, его идеализация. То всемирный халифат, то золотой век православия. Но это тоже тупик!
Сергей Плютенко, инженер, Орск:
- Коллективное сознание уже не вернешь. Для этого понадобится новая революция. Мысли о «всеобщем равенстве» всегда были особо популярны среди нищих. Которые, кстати, мало чего сами делают для того, чтобы выбраться из своей нищеты. А вожди типа Ленина очень хорошо умели играть на этих низменных струнах. Так что если таковые «Ильичи» сейчас появятся, а низы «больше не захотят», то «коллективное сознание» (не без насилия), возможно, и вернется. Не дай бог...
Еламан Буржаков, матрос, Владивосток:
- В нашей стране сверху при всеобщей поддержке населения можно внедрить лишь одну идею - об окончательном и бесповоротном снижении цены на водку. Любая другая или не найдет отклика в загадочной душе русского народа, или будет коренным образом извращена непобедимой отечественной бюрократией. Тем более мы прекрасно знаем: даже при всеобщем равенстве обязательно есть те, кто «равнее» других.
Павел Черников, энергетик, Самара:
- Вернуть? Да оно, коллективное сознание, само вернется! И уже возвращается - не спрашивая чьего-то желания или повеления. Смотрите, как сплачивает людей кризис! Одно Пикалево чего стоит. Какое яркое подтверждение того, что именно коллективные действия приносят результат! Похожая ситуация во многих городах. Идея неравенства вон к чему привела: сами капиталисты не могут ею грамотно пользоваться! Жажда наживы убивает в них почти все разумное. Конечно, такая идея будет вытеснена!
Константин, майор в отставке, Пенза:
- Раньше, если клиент не шел в заведение, то меняли не кровати, а личный состав. Может быть, и нам, чтобы реформировать страну, заменить народ?
Владимир Михайлович, учитель, Воронеж:
- А у нас ничего никогда не приживается! Ни большевизм, ни капитализм. Страна такая. Богоизбранная.