Так сложилось, что еще в конце 80-х годов прошлого столетия первые переселенцы начали осваивать Тутаевский район Ярославской области. Недавно построенный в Тутаеве моторный завод требовал значительного притока рабочих рук. Специалистов приглашали со всего Союза. Истории героев нашей статьи неразрывно связаны с этим знаковым событием, хотя окончательное переселение этих двух русских семей из Узбекистана произошло значительно позже.
Бухаринские
«Русская эпопея» для этой семьи началась еще в 1990 г., когда Константин Бухаринский впервые приехал в Тутаев по приглашению кадровиков ТМЗ. Правда, с наступлением «лихих девяностых» работа там не заладилась. Глава семьи снова вернулся в Ташкент. Но жизнь для русских в бывшей братской республике после провозглашения независимости стала сложной. По словам Ирины, заведующей ведомственным общежитием в Ташкенте, началась дискриминация русских. Более или менее приличные должности стали доверять только «национальным кадрам». Русские школы закрывались. Дети все чаще возвращались домой избитые...
Так семья Бухаринских в 1998 году вновь оказалась в Тутаеве. Обосновались на съемной квартире. Константин устроился литейщиком, Ирина - кондуктором. На правах вынужденных переселенцев встали в очередь для получения жилищных сертификатов.
Сегодня Ирина Владимировна и Константин Федорович, их дети и двое внуков по своему статусу ничем не отличаются от большинства тутаевцев. Все - граждане РФ. Ирина заочно выучилась на экономиста в Ярославском филиале МЭСИ и работает налоговым инспектором. Константин все так же - по специальности. Дети за десять лет выросли, выучились на поваров и собираются продолжать образование. Уже обзавелись собственными семьями. Алексей с семьей обитает в однокомнатной квартирке на Комсомольской. Старшее поколение вместе с Людмилой и внуком - в «трешке» на улице Моторостроителей. Здесь же, в Тутаеве, теперь живет и мать Ирины Клавдия Васильевна, перебравшаяся из Узбекистана поближе к детям.
Жизнь продолжается...
Чвановы
Бывший начальник участка Ташкентского тракторного завода Геннадий Чванов переехал в Россию в первой половине 90-х. В разгул рыночной эпохи ТМЗ стойко принимал специалистов из республик бывшего СССР. Вначале тоже жил в общежитии. Затем знакомый сотрудник ДЭЗа предложил вариант: поселиться в заброшенной квартире, оставшейся без хозяев... но с условием вставить окна, вывезти хлам и т.п. Вскоре к мужу «на разведку» приехала и жена Лидия.
Жировали недолго. Как и следовало ожидать, после ремонта на эту жилплощадь объявились законные хозяева. Помогло заводское гарантийное письмо, и администрация Тутаева выделила Чвановым двухкомнатную квартиру. Геннадий работал наладчиком, Лидия - кладовщицей на складе. Через некоторое время к родителям приехали сын, дочь и двое маленьких внуков. Жить было трудно: денег не хватало, внуки, не привыкшие к Северу, часто болели. И Марина вновь уехала в Ташкент. Но вскоре вернулась к родителям уже с мужем, продав квартиру в узбекской столице.
Квартирный вопрос с доплатами и обменами удалось решить. Семья Марины, в которой родился третий ребенок, живет отдельно, ее братья отслужили в армии. У старшего, Евгения, уже собственная семья, где подрастает Саша, годовалый правнук Чвановых. Младший брат Марины Андрей после учебы в Литературном институте занимается издательским бизнесом.
Сегодня Лидия и Геннадий - обычные тутаевские пенсионеры, копаются на приусадебном участке. «Мы совсем не жалеем, что теперь выращиваем не дыни, а картошку и капусту», - шутят они. Их, как и всех «русских ташкентцев», переселившихся в ярославскую глубинку, отличают доброжелательность, стойкость к трудностям и уверенность в правильности своего выбора. С этим багажом, возможно, уже скоро прибудут и их друзья, с которыми Чвановы поддерживают связь. Есть надежда, что им будет уже попроще обживаться на Русском Севере. В этом им помогут не только бывшие соседи и родственники.
Государственная программа
С 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев лично взял под контроль Государственную программу содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Учитывая прошлые промахи, в программу будут внесены изменения. К 12 пилотным областям должны добавиться еще 40 регионов, которые должны обеспечить приток людских ресурсов - не менее 25 тысяч человек в год.