Активизацию борьбы с этноэкстремизмом напрямую связывают с мировыми финансовыми проблемами. Мол, пресловутый кризис заставит многонациональный народ России вцепиться сначала в горло несчастным мигрантам из бывших советских республик, а затем и друг другу. Потому нужно срочно что-то делать, спасать страну!
На этих уважаемых собраниях я встречаю практически всегда одних и тех же «спасателей»: представителей нескольких правозащитных организаций, некоторых национально-культурных автономий да пару-тройку вечных экспертов-общественников. В кулуарном общении большинство из них милейшие, деликатные люди, но у микрофона они меняются до неузнаваемости. С апокалипсическим надрывом говорят о нарастании ксенофобии и антисемитизма, требуют «безжалостно пресечь», «ужесточить закон» и «сажать-сажать-сажать»! Другими словами, беспощадно бороться с инакомыслящими, в том числе при помощи силовых структур.
Столь агрессивные призывы к терпимости заставляют задуматься о том, насколько толерантны сами борцы за толерантность? Почему не слышно в их словах желания разобраться в причинах происходящего, не чувствуется любви и сострадания к пусть даже глубоко заблуждающимся, но СВОИМ согражданам? Вместо этого - гневное «заклеймить» и «око за око». Но ведь так поступают только с ЧУЖИМИ, с врагами! А мы-то здесь, по идее, все - СВОИ...
Главным монстром-экстремистом зачастую рисуют вполне определенный и самый многочисленный народ нашей страны. Обличительный гнев непримиримых борцов за толерантность направлен в основном против «бритоголовых». Лишь изредка можно услышать в их адрес нейтральные высказывания, что это, мол, люмпенизированная русская молодежь, которая оказалась отрезанной от хорошего образования и движения по социальной лестнице. Но почему-то не звучит следующий, логично вытекающий из этого вопрос: как случилось, что блага цивилизации оказались недоступны части молодежи этой этнической группы? Как исправить эту несправедливость, а значит, выбить основу из-под ног идеологов экстремизма?
И вот еще на что хочется обратить внимание. Круглый стол предполагает мирное столкновение разных мнений с целью если не докопаться до истины, то найти компромисс. А что у нас? Собираемся узким кругом людей, по большому счету имеющих одну и ту же точку зрения, и заочно клеймим «противника». Много ли толку от таких круглых столов, существующих как бы в параллельном от жизни пространстве? Может быть, лучше вместо десяти официальных круглых столов каждому из нас - активистов толерантности - решиться на одну личную встречу с теми, кого мы считаем экстремистами и ксенофобами? Посмотреть в глаза, поговорить, попытаться разубедить в ошибочных взглядах, помочь изменить жизнь? Ведь любовь сильнее ненависти. И если в результате такой встречи в нашем обществе станет хотя бы на миллиграмм меньше озлобленности, это и будет нашим вкладом в дело толерантности, нашей общей победой - одной на всех СВОИХ.