Прежде всего стало ясно, что Кирилл сосредоточился на ликвидации любой угрозы со стороны оппозиции, которая существует не только в политике, но и в церковной жизни. Реформы не терпят ненадежности платформы. Известный своими нестандартными ходами Кирилл и в этот раз начал с нарушения традиций. Даже само место проведения Синода выбивалось из полувековой практики - не в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, а в «своем» Свято-Даниловом монастыре.
При этом Кирилл не стал рубить с плеча, как его предшественники. И Пимен, и Алексий II после их избрания практически полностью отправили в отставку все высшее церковное руководство. Кирилл же убрал только своего реального конкурента - Климента. С должности был снят и руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев). Однако он сохранил должность ректора Православного университета им. Апостола Иоанна Богослова. Большинство других состоявшихся должностных перемещений носят скорее косметический характер.
Радикальность Кирилла отразилась в ином. Разом была разрушена полувековая традиция разделения церковной власти между двумя «суперминистерствами» - Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) и Управления делами Московской патриархии. Именно на их противостоянии держалась власть РПЦ. Руководители этих двух ведомств были постоянными членами Священного синода по статусу и, как правило, наиболее сильными иерархами после патриарха. Пимен и Алексий II строили свою работу на балансе этих сил, используя систему сдержек и противовесов. Кирилл отказался от этой идеи. Он предпочел собрать всю силу в единый кулак.
Создание «единого центра» продиктовало необходимость устранения из руководства РПЦ главного конкурента Кирилла - теперь уже бывшего управляющего делами Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. В результате Кирилл избавился от угрозы возникновения сильной внутрицерковной оппозиции.
Остальные кадровые перестановки преследуют ту же цель - минимизацию влияния Климента. Исполняющим обязанности управляющего делами Патриархии временно назначили архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, известного своей лояльностью новому патриарху. Кроме того, было создано финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, резко снижающее роль самого управления делами, которое возглавит архимандрит Тихон, глава русской духовной миссии в Иерусалиме. На преодоление внутрицерковных расколов направлено и кадровое решение по Чукотке: главой этой епархии назначен патриарший викарий епископ Шатурский Никодим.
Не следует думать, что действия Кирилла направлены исключительно на удержание своей власти. Судя по всему, новый патриарх всерьез намерен вернуть церкви былое влияние и многократно усилить ее роль в общественной жизни. Для этих целей глубокой модернизации подвергается информационный отдел РПЦ, который возглавил профессиональный пиарщик В. Легойда. Кроме него, в аппарате РПЦ появилось много новых людей, знающих толк в современных политтехнологиях.
Об этом же говорит и то, что в структуре РПЦ создано два новых секретариата Московской патриархии - административный и по связям с зарубежными учреждениями. Информационная работа в РПЦ уже в ближайшее время будет значительно усилена.
В новой структуре церковного аппарата можно выделить два основных направления работы - внешняя и внутренняя политика, осуществляемая на всей «канонической территории» РПЦ. И три основные функции - переговоры, стратегическое планирование плюс информационно-аналитическая работа. И наконец, пиар, пропаганда и политтехнологии. Патриарх оставляет за собой переговоры с главами государств и правительств стран, входящих в каноническую территорию РПЦ, а также контакты с Константинопольским патриархом и Римским Папой.
Похоже, что РПЦ ожидает эффективная «авторитарная модернизация». Осуществлять ее будут члены «личной команды» Кирилла. К ним можно отнести архиепископа Илариона Волоколамского (Алфеева), епископов Меркурия Зарайского (Иванова), Марка Егорьевского (Головкова), Сергия Солнечногорского (Чашина) и Игнатия Бронницкого (Пунина), протоиереев Всеволода Чаплина, Николая Балашова, Георгия Рябых и Олега Корытко, иеромонахов Саввы (Тутунова), иеродиакона Антония (Севрюка) и монахиню Фотинию (Братченко). Их Кирилл назначил собственным волевым решением, не вынося кандидатуры на обсуждение Святейшего синода.
Можно ожидать, что и в дальнейшем многие важные назначения и отставки будут делаться в нарушение существующей традиции прямыми патриаршими указами, минуя Синод.
Эксперты полагают, что Кирилл будет сильным патриархом, который жестко будет пресекать все расколы и противостояния внутри церкви. РПЦ при нем может стать авторитетным общественным институтом.