Аргументы Недели → Общество № 12(150) от 26.03.2009

Развиваться без ассимиляции

, 16:23

 

Концепция определяет стратегию государственной политики по устойчивому развитию народов Севера до 2025 года. Впервые появился документ, четко и системно формулирующий цели, задачи и конкретные показатели, которые необходимо достичь в этой сфере. Амбициозность задач обусловлена реальными вызовами. Сегодня уровень жизни малочисленных народов Севера остается более низким по сравнению со среднероссийскими показателями, что обусловлено и особенностями традиционного образа жизни этих народов, и сложностью климатических условий их проживания. Это касается в том числе высокой младенческой смертности и низкой продолжительности жизни. При этом меры государственной поддержки существовали всегда как на федеральном, так и на региональном уровне. Косвенно об этом свидетельствуют результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, когда численность ряда малочисленных народов значительно выросла.

- Что такое «устойчивое развитие»?

- Это такое развитие, которое позволяет совместить системные меры государственной поддержки и потенциал самих народов в целях сохранения их самобытного образа жизни. Государство должно создать условия и стимулы для социально-экономического и этнокультурного развития народов Севера без утраты ими самобытного образа жизни. Сейчас Минрегионом России совместно с другими министерствами и организациями коренных малочисленных народов Севера разрабатывается Комплекс мер по реализации Концепции, который будет охватывать все аспекты устойчивого развития этих народов (традиционную хозяйственную деятельность и природопользование, здравоохранение и образование, культуру и традиционные формы самоуправления, нормативноправовое регулирование и меры финансовой поддержки и т.д.). И все это при непосредственном участии в принятии решений самих представителей малочисленных народов Севера.

- Что является мерилом устойчивости развития для коренных малочисленных народов? Простое сохранение численности?

- Для российского государства каждый народ важен и защищен Конституцией и законами вне зависимости от численности. Но в отношении малочисленных народов, как особо уязвимых в условиях современного мира, государство выработало и особую политику защиты. При этом мы исходим из того, что большинство проживающих в Российской Федерации народов - коренные. Показателями устойчивости развития являются не только показатели численности, но и показатели роста доходов населения, их трудозанятости, вовлеченности в современные экономические отношения без утраты этнокультурной идентичности. Наконец, к 2016 году Концепция ставит задачу повысить коэффициент рождаемости в 1,3 раза и снизить детскую смертность в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом. Важно также, что Концепция устойчивого развития увязана с другими стратегическими документами Правительства Российской Федерации в разных областях.

- Главная претензия лидеров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к государству - отсутствие доступа к распоряжению природными ресурсами. Она как-то учтена в Концепции?

- Безусловно. В Концепции прописан приоритетный доступ малочисленных народов Севера к различным природным ресурсам в целях осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности. Кроме того, Концепция учитывает необходимость создания территорий традиционного природопользования, возмещение ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субъектами и другие меры.

- Какой алгоритм финансовой поддержки коренных малочисленных народов предусматривает Концепция?

- С этого года вместо федеральной целевой программы по социально‑экономическому развитию народов Севера, Сибири и Дальнего Востока вводятся субсидии бюджетам субъектов РФ на поддержку коренных малочисленных народов. В 2009 году субсидии составят 600 миллионов рублей, что в три раза больше, чем, например, было выделено на федеральную целевую программу в 2007 году. Кроме того, регионы привлекут сравнимые по объемам средства на эти цели. Существенные средства выделяются Минсельхозом России - на развитие северного оленеводства, Минкультуры России - на поддержку национальных культур, Минобрнауки России - на развитие национальных языков и издание литературы. Есть еще и региональные целевые программы почти в 20 регионах.

- В уже принятом законодательстве - Налоговом, Земельном, Водном, Лесном кодексах и т.д. - содержится достаточно льгот для коренных малочисленных народов, однако реально они не работают в полную силу изза разного рода нестыковок. Концепция ликвидирует эти изъяны?

- Для реализации Концепции Минрегион России готовит большой пакет документов, обеспечивающих ее выполнение. Прежде всего это два перечня: традиционных видов хозяйственной деятельности и мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. Это те важные звенья, которые ликвидируют пробуксовку исполнения законодательства и позволят людям, ведущим традиционный образ жизни, в полной мере воспользоваться всеми положенными льготами, развиваться без ассимиляции в едином экономическом и социальном пространстве Российской Федерации.

Наша справка

В официальный перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России включены: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки /ульта/, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры. Численность каждого из этих народов не превышает 50 тыс. человек.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram