Организовал и профинансировал экспедицию на Байкале известный бизнесмен Михаил Слипенчук. Год назад мы писали о другой его экспедиции – в Шотландию, на место гибели крейсера «Варяг». Сегодня – на дно Байкала уходят «Миры». Тяга господина Слипенчука к такого рода путешествиям понятна. Он все же член Русского географического общества и кандидат географических наук. Байкал для него – терра инкогнита. И будучи при деньгах, исследовать загадочное дно – дело святое. К тому же говорят, что на глубине свыше 1,5 км озеро хранит так называемые газогидраты. Это метан в связанном виде. В будущем он может представлять интерес. А, как говорится, кто смел – тот и съел… Наполовину всерьез говорят и о золоте Колчака: его адмирал якобы утопил в Байкале, чтобы не досталось большевикам.
Загадкой остается другое. Зачем на дно тянет партию власти? С депутатом Чилингаровым все уже понятно. Как-никак полярник и в воде, как говорится, свой человек. Но на дно, похоже, тянет и членов «Единой России» В. Грачева и Н. Комарову. Единоросс В. Груздев уже побывал на дне Ледовитого океана, и вот теперь – Байкал.
Так что прямого ответа на вопрос, чего партийцев тянет вниз, нет. Ну не желание же в самом деле утереть нос коммунистам и Жириновскому?.. Тем временем караван судов во главе с баржей «Метрополия» и тягачом «Академик Коптюг» прибывает на точку вбрасывания. По пути изрядно качало, но в месте погружения ветер и волны стихли. Бездна под ногами, согласно эхолоту, 1617 метров.
Есть еще одна версия появления «Миров» на Байкале. Говорят, что этому способствовал принц Монако. Недавно он познакомился с господином Слипенчуком. И оба, будучи любителями природы и ее защитниками, решили сделать подарок Байкалу. Господин Слипенчук арендовал «Миры» на две недели, чтобы опустить на дно принца. Но тот не приехал. Тут уже ученые взмолились: две недели – это мало, дайте хотя бы год! В результате исследование озера продлится два сезона.
Между тем дно озера – это еще не все. Фонд содействия сохранению озера Байкал исследует и прилегающие территории. Во многих случаях они попросту загажены. Где вы, господин Митволь? Почему не приехали на Байкал? Вас же персонально приглашали. Нет – видно, удобнее говорить в телекамеры про баню у Аллы Пугачевой или угрожать снесением дорогих домов у водоемов. Кстати, что с этими домами? Говорят, все они стоят на месте. До Байкала ли тут, когда столько богатых «клиентов» рядом.
Здесь же, на Байкале, нет даже элементарных удобств. Дороги все еще оставляют желать лучшего. Вот и спрашивается: как сюда туристов везти? А их число стремительно растет. Жить им негде, кроме как в палатках. Билет до Иркутска или Улан-Удэ из Москвы стоит немерено. Дороже, чем в Швейцарию слетать.
Экспедиция «Миров» привлекла внимание и к местному населению. Положение прибрежных жителей невеселое. Работы мало. Детям деваться некуда. Отсюда поголовное браконьерство. Хотя что может быть естественнее: жить у моря и ловить рыбу хотя бы на пропитание? Для многих здесь это единственная возможность выжить. 150 тыс. байкальских жителей стали заложниками природоохранных мероприятий. Какая-либо промышленная деятельность здесь запрещена.
Тем временем на баржу «Метрополия» снизу пришло сообщение. Экипаж в составе М. Слипенчука, президента Бурятии В. Наговицына и пилота А. Сагалевича едва не дотянул до мирового рекорда. Зафиксировано касание дна на глубине 1580 метров. Второй «Мир» – в экипаж входили В. Груздев, директор байкальского института природопользования А. Тулохонов и пилот Е. Черняев – установил на дне озера трехгранную стальную призму с гербами России и Бурятии.
Но главный итог экспедиции – дно Байкала абсолютно чистое. Оставшиеся 150 погружений должны это подтвердить. А пока на баржу «Метрополия» спешит исполняющий обязанности губернатора Иркутской области. Он тоже хочет увидеть дно озера. Что ж – удачи.
P.S. После успешного погружения на следующий день с аппаратом «Мир-2» произошел неприятный инцидент. Во время попытки спуска его на воду при сильном ветре и заметном волнении аппарат столкнулся с баржей «Метрополия». Выведен из строя рулевой двигатель. Говорят, что такая торопливость стала результатом эйфории от первого спуска и проведенной по этому случаю ночной «планерки». Мнения ученых, похоже, не спрашивали.