> Иметь ракеты или быть цивилизацией? Ответ — в искусстве - Аргументы Недели

//Общество 13+

Иметь ракеты или быть цивилизацией? Ответ — в искусстве

4 декабря 2025, 09:51 [«Аргументы Недели», Илья Игин  ]

Представьте: 1941 год, враг у стен Москвы. По радио вместо бодрого марша звучит суровая, как приговор, песня «Священная война». Её сначала боялись — слишком трагичная. Но именно она стала голосом народа, его клятвой стоять насмерть. А простой «Синий платочек» с трогательными фронтовыми словами согревал сердца в окопах. Почему эти песни помнят до сих пор? Потому что они спасали души. А душа народа — это и есть его главная сила.

Об этом пишет наш постоянный автор — философ и публицист Илья Александрович Игин. Его статья — честный и горячий разговор о том, без чего любые достижения страны бессмысленны: о настоящем искусстве. Не о развлечении, а о том, что воспитывает, сплачивает и даёт ответы в самые трудные времена.

Автор задаёт прямой вопрос: мы хотим быть просто мощной державой с передовыми технологиями или великой цивилизацией, которую будут помнить через века? Ответ, считает Илья Игин, лежит в культуре. Именно искусство — от картин и симфоний до книг и фильмов — формирует характер нации, передаёт молодёжи любовь к Родине не на словах, а на чувстве.

Но для этого искусство должно быть честным и глубоким. Таким, каким оно было в войну, когда песни и стихи поднимали людей в атаку и давали силы выжить. Таким, каким оно должно быть сегодня, чтобы помочь нам разобраться в себе и в мире.

Прочтите эту статью. Это страстный призыв строить страну не только из бетона и стали, но и из смыслов, красоты и добра. Чтобы наши дети гордились не только мощью ракет, но и силой духа, которую дарит настоящее искусство. Чтобы мир знал Россию не только как энергетическую сверхдержаву, но и как страну, где рождается культура будущего.


Культура напрямую влияет на решение многих вопросов социального и экономического характера. Прежде всего — на воспитание подрастающих поколений граждан, которым предстоит определять будущее России. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы помочь молодежи пронести через всю жизнь и передать своим детям любовь и уважение к Отечеству, его героям, истории и культурному наследию.

Владимир Владимирович Путин — президент РФ.

Мало кто знает, а сегодня уже и помнит, что после первого исполнения 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале Москвы песня «Священная война» вплоть до 15 октября 1941 года не исполнялась нигде. Считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе, а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Песня «Синий платочек», написанная в 1940 году, впервые была исполнена Клавдией Ивановной Шульженко 12 апреля 1942 года. Правда, в известном варианте с фронтовыми словами о пулеметчике, написанными лейтенантом Михаилом Максимовым.

Разные песни — а доля одна. Судьба — стать любимыми народом навеки. Песнями Великой Победы.

***

Мы — россияне — не камни в фундаменте империи. Мы не винтики в машине прогресса. Мы — дух нации, её дыхание, её вещий сон и её совесть. И если Россия хочет быть не просто пространством на карте, а величайшим явлением в истории, ей необходимо искусство, достойное её небес и её судьбы.

Искусство гораздо больше, чем роскошь и украшение быта. Оно — язык, на котором душа народа говорит с Вечностью. В каждом подлинном шедевре — будь то литературное произведение, музыкальная симфония или художественное полотно — бьётся пульс национального сердца, отливается в форму наша коллективная тоска, надежда и вера. Народ без великого искусства подобен человеку, лишённому души и памяти: он существует, но не живёт; он действует, но не осмысляет; он побеждает, но не преображает.

Но искусство должно быть не только зеркалом, но и светильником. Наше время вопиет о новом русском творчестве, чья высшая цель — созидание человека. Да, мы должны говорить правду, но правда без света — рана, а не лекарство. Мы призваны создавать произведения, которые воспитывают в душе самые добрые и светлые качества: сострадание, жертвенность, благородство, верность. Искусство, которое взращивает не абстрактного «гражданина мира», а сына и дочь своего народа — с горячей, осмысленной любовью к его истории, к его языку, к его святыням. Такой патриотизм — не слепая страсть, а ясное, творящее чувство, которое начинается с любви к родному порогу и простирается до любви к Отечеству. Это искусство-сеятель, искусство-воспитатель, которое формирует характер нации, даёт ей не только таланты, но и добродетели.

А потому наша задача — возделывать почву для этого нового искусства, орошать её живыми водами традиции и вдохновения.

  • Мы должны требовать от меценатов не только инвестиций в промышленность, но и щедрого покровительства художникам, поэтам, композиторам, чей труд направлен на духовное возрастание народа.
  • Мы должны создавать пространства — не только в столицах, но в каждом городе и веси — где это искусство могло бы рождаться, звучать и быть услышанным.
  • Мы должны воспитывать зрителя, читателя, слушателя, способного отличать подлинное золото духа от мишуры и суррогата.

Искусство воспитывающее требует от нас, граждан, не пассивного потребления, а активного, требовательного соучастия, духовного сотрудничества. Оно должно стать воздухом, которым дышит российская нация, и чистота этого воздуха — залог нашего нравственного здоровья и исторического долголетия.

И мы должны помнить уроки нашей истории:

  • когда Отечество стояло на краю гибели в 1812 году, именно искусство — от пламенных стихов Жуковского и басен Крылова до народных песен — сплачивало нацию в едином порыве к освобождению;
  • когда вся страна поднималась из руин после Великой Отечественной войны, именно кинематограф, музыка, поэзия — от победных симфоний Шостаковича до вдохновенных стихов Твардовского — зажигали сердца миллионов для великих трудовых подвигов на стройках века, давали силы возрождать разрушенные города и поднимать целину.

Но в самой жестокой и судьбоносной из войн именно искусство Советского Союза стало голосом народного духа, его священным оружием. Песни «Священная война» и «Катюша», плакат «Родина-мать зовёт!», стихи Симонова и Суркова, звучавшие в окопах, Седьмая симфония Шостаковича, прозвучавшая в блокадном Ленинграде — они поднимали в бой и вели к победе, давали силы выстоять и вселяли веру. Они были не о войне — они были самой войной, битвой за душу человека. Искусство тогда не развлекало — оно мобилизовывало дух, преображало усталость в энтузиазм, а боль — в созидательную энергию.

Поэтому же опыту мы должны создавать и современное искусство. Оно должно быть способно в час новых испытаний стать духовным стержнем нации, её моральной опорой и творческим импульсом, способным поднять народ на великие свершения и сплотить его перед лицом любых вызовов времени.

...Великое искусство не льстит власти:

  • оно служит высшей власти — власти Идеала добра и справедливости;
  • оно воспитывает всех нас: и власть имущих, и простой народ;
  • оно показывает нам не то, какие мы есть в наших падениях, а то, какими мы призваны быть в своём величии;
  • оно не скрывает язв, но превращает боль в молитву, а страдание — в силу.

Вспомните, как Достоевский из бездны человеческого падения выводил к свету воскресения. Как Суриков на полотне превращал трагедию в эпическую поэму. Как Чайковский облекал в звуки всю невыразимую тоску и нежность славянской души.

... Россия сегодня стоит на перепутье миров. Технический прогресс, железные дороги цифровых империй, тирания алгоритмов — всё это может сделать нас богатыми и сильными. Но что есть сила без красоты? Что есть богатство без смысла? Мы можем покорить космос, но если в наших домах царствует духовная пустота, если с наших сцен не звучит глагол, жгущий сердца людей, — мы проиграем главную битву. Битву за человеческую душу. Патриотизм, лишённый эстетического идеала, вырождается либо в плоскую спесь, либо в агрессивную нетерпимость. Истинный патриотизм — это творческое чувство. Это желание выстроить отечество не только из гранита и стали, но из света и гармонии. Из стихов, что становятся крыльями для уставших. Из картин, что открывают окна в иные миры. Из музыки, что сплавляет миллионы сердец в одном священном трепете.

Пусть же наша молодёжь учится держать не только штурвал или микрочип, но и кисть, и перо, и смычок. Пусть в каждой школе, рядом с уроками о силе, будут уроки о красоте. Ибо сила без красоты — слепа и жестока, а красота без силы — беззащитна и призрачна. Только в их синтезе рождается истинное могущество.

Мы — народ, который нёс свою культуру через степи и ледяные пустыни, через революции и войны. Наше искусство было тем духовным костром, у которого мы отогревали души. Оно было компасом в метели истории. Сегодня, когда ветры глобализации пытаются погасить все самобытные огни, наш долг — не просто сохранить этот костёр, но разжечь его так, чтобы пламя осветило весь мир.

Пусть мир знает Россию не только по её ракетам или ресурсам, но по её новым Толстым и Ахматовым, по её новым композиторам, что сложат гимн грядущему веку, по её художникам, что откроют новые цвета в палитре человечества.

N.B. Великая держава — это та, что диктует не только законы рынка, но и законы красоты. Не только политические трактаты, но и поэмы. Не только технические стандарты, но и эстетические откровения.

Давайте же творить так, чтобы само небо над Россией узнало себя в наших песнях. Чтобы будущие поколения, глядя на нашу эпоху, сказали: «Они были сильны не только мечом, но и лирой. Они построили не просто государство, а — Дом для Человеческого Духа».

P.S. В этом и есть наша священная миссия. В этом — наш долг перед прошлым и будущим. И в этом — единственный путь к подлинному, нетленному величию простеньких незамысловатых слов Великой песни: —«Синенький платочек»...

Илья Александрович Игин — член Российского Союза писателей.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте