Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Телефонные мошенники всех стран — трепещите

, 13:20

Окончание, начало здесь

Действительно мошенников на зоне становится все больше. Соответственно возникает вопрос — как к мошенникам относятся в тюрьме другие зеки? Ведь некоторые из них обирают до нитки пенсионеров, которых стараются не трогать даже матерые воры-рецидивисты, живущие «по понятиям», и посвящающие свою жизнь «воровской идее». И к тому же почти у каждого арестанта на воле остались престарелые родственники. Да и в большинстве своем это люди очень хитрые, склонные к обману и предательству. И где гарантия, что такой аферист не попытается применить свои «навыки» в местах лишения свободы в отношении других сидельцев…

А ловлей и отправкой расплодившихся в последнее время телефонных мошенников в места не столь отдаленные занимаются сотрудники управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по Челябинской области. И мы продолжаем наш разговор об их работе с заместителем начальника отдела управления, капитаном полиции Евгением Терентьевым:

Евгений Владимирович, общеизвестно уже, что мошенники могут сегодня совершать звонки из любой точки мира, имея доступ к сети Интернет. Но похищенные денежные средства им необходимо как-то выводить из страны, не вызывая к себе подозрений. Также в связи с тем, что практически все мошеннические кол-центры находятся за границей, им нужны соучастники, которые находятся на территории России и могут предоставить свои реквизиты для вывода похищенных денежных средств, а при необходимости и лично забрать деньги у очередной жертвы… Давайте все же расшифруем, что кол-центры — это в норме специализированные отделы или организации, которые занимаются обработкой входящих и исходящих телефонных звонков клиентов.

— Владимир Васильевич, подбором и привлечением в преступные схемы дропов занимаются кураторы — они также обеспечивают для себя анонимность, используя для общения с кандидатами на вербовку различные мессенджеры (Telegram, WhatsApp, социальные сети). Их задача убедить человека тоже участвовать в совершении преступлений.

Снимите розовые очки…

Дропперы (или дропы) — это достаточно новый термин, Евгений Владимирович, который еще знаком далеко не всем. Это подставные лица, которые задействованы в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт россиян. На дропперов оформляются банковские карты, через которые телефонные мошенники переводят, а потом обналичивают украденные с других банковских карт средства. И чаще всего дропперами становятся молодые люди, имеющие острую потребность в быстрых и легких деньгах.

— Все верно, но думаю, что этот термин скоро станет известен достаточно широко… Из-за распространенности вовлечения их в преступную деятельность… При вербовке кураторы убеждают дропов в полной безнаказанности, располагают к себе, заверяя в поддержке в случае возникновения проблем с правоохранительными органами. Говорят, что всегда помогут найти адвоката, объясняют, как, в случае чего вести себя на допросе… Но как все происходит на самом деле? Совсем не так, как они обещают наивным простакам… Так как дроперы — это низовое звено преступной цепочки, и для мошенников — это просто «расходный материал». В преступной схеме именно дроп — первое задерживаемое лицо и уже при первом его задержании, куратор просто ищет нового.

Понятно, что эти посредники зарабатывают не такие уж и большие деньги, которые им платят за достаточно большой риск. Понятно и то, что их нагло обманывают, когда втягивают в преступную деятельность, пользуясь тем, что они в этот момент остро нуждаются в получении «легких» и «быстрых» денежных средств… Кругом же столько разнообразных соблазнов, были бы деньги…

— Надо понимать, Владимир Васильевич, что часто бывают и моменты, когда таких вот простаков-посредников в телефонном мошенничестве, начинают просто и неприкрыто шантажировать. Вот смотрите: первый раз они удачно совершили преступление совместно, они обманули кого-то, как говорят сегодня, «развели на деньги», пусть и не большие для начала, но посредник-то добычу у пенсионеров пошел и забрал, а они их затем поделили… Второй раз он вновь пошел на дело, опять кого-то обманул, и тут возможно начинает прозревать, понимать, что дело-то оказывается совсем не такое и безопасное, как он рассчитывал… Возможно, что пытается «спрыгнуть», отказаться от участия в мошенничестве, а ему напрямую говорят, что если ты надумаешь выйти из начавшегося процесса, то у нас же есть все твои данные, и мы их тут же передадим в полицию и сообщим все про тебя и твои делишки…, и отправишься ты в тюрьму — такой молодой и красивый… И он уже сидит на крючке у мошенников… И будет поэтому делать все, что они ему прикажут. Хоть военкомат поджечь или банкомат, да хоть релейный шкаф на железной дороге… И, подумайте сами, куда ему деваться…

Мир полон наивных людей…

— Я, Евгений Владимирович, не понимал, как по телефону можно заставить взрослого человека совершать подобные действия… Это когда по всей территории России прокатилась волна поджогов территориальных комиссариатов. И объединяло их одно обстоятельство — по словам задержанных, на поджоги они пошли после звонков телефонных мошенников

— Владимир Васильевич, да ведь в некоторых случаях к дроперству неопытную молодежь привлекают еще и вслепую, объясняя, что банковские карты ими не будут использоваться в преступных целях, либо убеждая, что это обычная работа курьера. Как говорится, не думал не гадал…

Хочу назвать основные факторы, по которым можно всегда определить, что вас втягивают в дропперство. Думаю, что это полезно знать:

         - общение осуществляется только через мессенджеры, никакого личного контакта, тем более приглашения в офисы;

         - предлагаются слишком легкие деньги за, казалось бы, такую простую работу, 3-5% от похищенной суммы;

         - и посылки такому курьеру отдают в основном пожилые люди;

         - соискатель не знает, кто у него работодатель. Только ник в мессенджере и аватарка из нейронки;

         - используется крипта и наличка. Настоящие компании так не работают. Переводы через биткоин и указания: «забери пакет в подъезде» — это всегда криминал.

И независимо от того, имеется или нет осознание вовлечения в преступные схемы, вам стоит всегда понимать — дроп не помощник, дроп — соучастник (даже если он просто передал карту или забрал «конверт» для отправки). Это надо разъяснять своим близким людям, особенно молодым…

Поймите же, что в нашем регионе, как и по всей России, уже немало примеров, когда за дроперскую деятельность назначают наказания в виде сроков реального лишения свободы, и это не какие-то отъявленные преступники, а обычные молодые люди, которые решили заработать и были убеждены в своей безнаказанности… И дел такой категории в нашем регионе направляется в суд уже достаточно много. И ведь по ним выносятся приговоры в соответствии с причиненным потерпевшим ущербом. И ведь тут идет разграничение не по соучастникам и основным исполнителям, а в совокупности… И до десяти лет лишения свободы в колонии тут спокойно можно получить за какой-то «пустячок».

И хотя мошенники — это еще не самая низшая каста заключенных, но отношение к ним на зоне неуважительное. Тут важно понимать, в отношении кого они совершили вот это свое мошенничество… И конечно же нужно помнить о моральной составляющей данных деяний. Ведь пострадавшие от действий телефонных мошенников — это наши граждане, 20% из которых пенсионеры…

Мошенничество гадко само по себе

Это, Евгений Владимирович, похоже еще одно сочинение на извечную тему «Что значит быть русским сегодня». Я про слезливые песни зеков о старушке-матери, и при этом тут же безбожном обворовывании тех же самых стариков… Давайте лучше поговорим о том, как вам удается разоблачать мошенников. Это, думаю, интереснее будет...

— Я сейчас вам объясню всю суть, чтобы было понятнее, чтобы возможные вопросы отпали у вас сами собой. Эти мошеннические звонки происходят сейчас в основном через мессенджеры: WhatsApp, Telegram. И, во-первых, у нас сейчас уже законодательно запретили всем государственным органам (в том числе и спецслужбам, надзирающим и правоохранительным органам), кредитно-финансовым и еще ряду других организаций звонить гражданам в мессенджерах, а только по обычной связи.

И запомните, если человек в чем-то виновен, ему звонить не будут, а придут к нему лично… Но, к сожалению, у нас некоторые потерпевшие все еще попадаются на такие бесхитростные уловки, когда жульнический звонок происходит с WhatsAppа, и это же не наш мессенджер, он не может обеспечить вам какую-то защиту, не может предоставить нам какие-то данные о звонке, поэтому у нас сейчас все настраивается на то, что мы выясняем, откуда эти звонки исходят и как осуществляются…

Часто, например будущим жертвам обмана, бывают звонки по мессенджеру о том, что сотрудники спецслужб намерены провести у них обыск. И поэтому абоненту надо включить телефон в режим видео и походить с ним по своему дому или квартире…. Удивительно, что кто-то подобному верит, потому что такого не может быть в принципе… Это же полнейший абсурд и явное надувательство…

Или вот ваших коллег-журналистов по телефону строгим голосом предупредили о неразглашении полученных в ходе разговора сведений…

— По телефону? А не при личной встрече и под расписку? И что, они поверили?

— Да, по телефону… Но у нас же мошенники настолько обнаглели, что присылают даже на электронную почту текст подобной расписки. Человек, получивший ее, по наивности заполняет бланк, ставит свою подпись и отправляет эту писульку обратно тому, кто ее прислал… Вот такой необычайно доверчивый народ… А обманщики, для достоверности, рисуют при помощи компьютерной графики печать и штамп (сейчас это сделать несложно) и очень сурово предупреждают свою жертву о том, что у него отобрана подписка о неразглашении сведений… А дальше будешь делать то, что мы тебе скажем…

Работа мошенника напоминает работу фокусника. Но и их тоже ловят…

— Но все-таки, Евгений Владимирович, простому человеку совершенно непонятно, как же вы ловите этих негодяев? Ведь они делают все возможное, чтобы не засветиться… Я человек не кровожадный, но даже мне иногда «хочется крови» этих обманщиков на доверии… Как же они всех нас уже достали… И ведь люди реально не знают, чего им бояться, что их ждет буквально каждый день. Вдруг возьмут и снимут со счета все, что у них накоплено непосильным трудом…

— Я уже говорил, Владимир Васильевич, что у нас по Челябинской области в этом году передано в суд уже больше 800 подобных уголовных дел, полностью завершенных расследованием. Мы переходим от превентивных мер…

— Я знаю старую истину, что каждое привлечение виновных к строгой ответственности за содеянное, это лучшая профилактика новых преступлений…

— И это только те дела, которые по завершению расследования были нами направлены в суд. Для рассмотрения там по существу и вынесения приговора… Правда до дозвонившегося из-за границы до жертвы обмана можно и не дотянуться пока… Но все финансы, каналы обналичивания денежных средств, всю организацию цепочки вывода добычи за рубеж, а главное, все те лица, которые на территории России — все это творят, они очень хорошо нами сегодня привлекаются к ответственности…

Они же тоже являются активными исполнителями преступлений, потому что если бы они всего этого не совершали, не вступали бы в преступный сговор с теми людьми, которые совершают мошеннические звонки, то в принципе этих преступлений бы не было. Потому что у нас сегодня нельзя просто взять и перевести деньги со своей карты кому-нибудь на Украину… Да и в ту же Турцию, это я для примера говорю, тоже совсем не просто стало…

Когда умные и честные выступают против мошенников…

— И все-таки, как можно поймать с поличным таких изворотливых аферистов? Я не совсем себе это представляю…

— Тут все достаточно просто, Владимир Васильевич. И тайны тут нет. Пусть все это знают. Любые цифровые действия оставляют в мировой паутине следы, так называемый цифровой след. И это все достаточно прочно фиксируется точно так же, как при раскрытии любого преступления, будь-то обычная кража в сельмаге, остаются и затем изымаются с места преступления: следы от ног, от пальцев рук, слюна, волосы, перхоть, различные частицы и волокна… А при краже с банковского счета, чтобы вы знали,  остаются IP-адреса, банковские карты, абонентские номера и многое другое (смеется). Все действия мошенников действительно оставляют цифровые следы. И мы умеем их находить…

Правда определенная сложность нашей работы заключается, конечно, в том, что совершать некоторые преступления можно находясь в любой точке земного шара. Сложность чисто техническая и со временем исправимая…

Но давайте немного поговорим о действительно важном… Вот если мы обратимся к Федеральному закону «О связи», у нас там просто колоссальное изменение было за последние два-три года. Наверное, ни одного другого такого закона, сравнимого с ним по количеству изменений, нет…

Помните, что бог шельму метит

— А в какую сторону изменения, Евгений Владимирович?

— В сторону ограничения звонков и в сторону защиты клиентов, защиты населения от мошенников…

— Подождите, но мы же все время ворчим, что депутаты на нашу свободу покушаются…

— Нет, это немного не те траектории. Да, у нас за последние годы основная часть мошенников перешла в мессенджеры, потому что они не могут как раньше, очень сложно им стало звонить по обычной сети… У нас ведь идет активная борьба с ними… Ограничили возможность совершения звонка из-за границы на территорию Российской Федерации. И это все осуществляется не просто так, а на законодательном уровне…  Сегодня для того, чтобы осуществить подобные звонки, используются так называемые сим-боксы. Но и их мы научились вычислять…

Получается, что законодатели достаточно активно работают над изменением законодательства, пытаясь не сильно отставать от стремительного хода жизни…

— Да, есть и такая статья Уголовного кодекса России, предусматривающая наказание за кражу банковского счета, и этот состав преступления надо отличать от мошенничества.

Далеко не все, к сожалению, понимают, что использование чужой банковской карты, в том числе и найденной в общедоступном месте, для оплаты покупок, например, путем бесконтактного платежа, также является хищением денежных средств с банковского счета. Уголовная ответственность наступает и за покушение на совершение хищения средств с банковского счета при помощи этой банковской карты. Например, в случае если банковская карта была найдена и использована для оплаты товаров в магазине, однако совершить покупку не удалось, поскольку владелец ее заблокировал…

И еще скажу, что последствие для дропа по привлечению его к уголовной ответственности далеко не единственное. Между МВД России и Банком России действует соглашение по информационному обмену, согласно которому ведется реестр банковских карт, с использованием которых совершаются преступления. Как только данные банковской карты попадают в данный реестр — у владельца блокируется доступ ко всем картам и дистанционному банковскому обслуживанию. Также часто ущерб, причиненный от преступления, взыскивается в гражданском порядке и с дропера. Соответственно, дропперы и курьеры должны быть готовы не только к уголовной, но и к гражданско-правовой ответственности. С тех, кто передает свои банковские карты, снимает деньги или выступает курьером по просьбе третьих лиц все чаще взыскивают материальный ущерб, понесенный потерпевшими.

Закон позволяет возмещать ущерб солидарно, т. е. обвинение в совершении преступления иного лица, например работника мошеннического кол-центра, не исключает возможности взыскания причиненного преступлением материального ущерба с курьера или дропа.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram