
Компания Bombardier, известная сегодня как один из ведущих производителей региональных и бизнес-самолетов, прошла долгий путь от скромных начинаний до статуса глобального игрока в авиационной промышленности. Ее история — это пример инноваций, стратегического видения и адаптации к меняющимся условиям рынка.
Bombardier была основана в 1942 году в Канаде Жозеф-Арманом Бомбардье (Joseph-Armand Bombardier). Изначально компания специализировалась на производстве снегоходов, которые стали революционным продуктом для Канады с ее суровыми зимами. Первая модель снегохода, B7, была запущена в 1937 году, а к 1950-м годам компания стала лидером в этой отрасли.
В 1980-х годах Bombardier начала диверсифицировать свой бизнес, выйдя за пределы производства наземного транспорта. В 1986 году компания приобрела канадского производителя самолетов Canadair, который специализировался на региональных самолетах и военной авиации. Это стало первым шагом Bombardier в авиационную отрасль. Canadair Challenger 600 — один из первых самолетов, выпущенных под брендом Bombardier. Это был бизнес-джет, который позже стал основой для семейства региональных самолетов CRJ (Canadair Regional Jet).
В 1990-х годах Bombardier сделала ставку на региональные самолеты, которые стали ее визитной карточкой. В 1991 году был представлен CRJ100 — первый в мире региональный реактивный самолет, рассчитанный на 50 пассажиров. Он стал настоящим прорывом, так как позволил авиакомпаниям обслуживать маршруты с меньшим пассажиропотоком, сохраняя при этом высокую скорость и комфорт. Серия CRJ (Canadair Regional Jet) включала модели CRJ200, CRJ700 и CRJ900, которые стали популярными во всем мире. Эти самолеты эксплуатируются в США, Европе, Азии и других регионах.
Параллельно с развитием региональных самолетов Bombardier активно работала над созданием бизнес-джетов. В 1990 году компания приобрела Learjet, известного производителя бизнес-самолетов. Это позволило Bombardier укрепить свои позиции на рынке частной авиации.
Серия Global стала флагманом бизнес-авиации Bombardier. Самолеты Global 5000, Global 6000 и Global 7500 известны своей роскошью, дальностью полета и высокими техническими характеристиками. Learjet 75 — один из последних самолетов в линейке Learjet, который стал символом стиля и скорости в бизнес-авиации.
Одним из самых амбициозных проектов Bombardier стала разработка самолета CSeries (позже переименованного в Airbus A220). Этот самолет, представленный в 2013 году, был рассчитан на 100-150 пассажиров и позиционировался как конкурент Boeing 737 и Airbus A320. CSeries отличался инновационными технологиями, включая использование композитных материалов и экономичных двигателей Pratt & Whitney PW1000G. Однако высокие затраты на разработку и давление со стороны конкурентов вынудили Bombardier продать контрольный пакет акций программы Airbus в 2018 году. С тех пор самолет выпускается под брендом Airbus A220.
Сегодня Bombardier сосредоточена на производстве бизнес-самолетов, полностью выйдя из рынка коммерческой авиации. Компания продолжает развивать свои флагманские модели, такие как Global 7500, который считается одним из самых роскошных и технологически продвинутых бизнес-джетов в мире.
30 января 2025 года при заходе на посадку вашингтонского аэропорта Даллеса в CRJ700 врезался вертолет. Самолет упал в реку Патомак.