Летом этого года информационное пространство буквально «взорвал» отчёт депутата Государственной Думы Жанны Рябцевой о результатах проверки очистных сооружений, проводимой по поводу исполнения нацпроекта «Оздоровление Волги». Народный избранник во всеуслышание заявила о фактическом срыве этого важнейшего государственного проекта, совокупной стоимостью более 200 млрд рублей, который непосредственно затрагивает жизнь более чем 60 миллионов россиян, проживающих вдоль Волги. Парламентарий отметила, что провалившие этот нацпроект господа хотят получить дополнительно ещё свыше 500 миллиардов рублей в 2025 году. И пообещала, что проверки продолжатся. Как бы на проверяющих не давили.
Подробно об этом можно прочитать в материалах «Куда утекают миллиарды рублей, выделенные на очищение Волги?» и «Депутат Госдумы Жанна Рябцева про „решал от экологии“ в регионах: „эти сытые хари, эти довольные рожи“». На этом история не закончилась. Стало известно, что в ходе визита комиссии, возглавляемой Жанной Анатольевной и состоящей из представителей Госдумы и Минстроя России в Бурятию вскрылась ещё одна «точка провала» нацпроекта.
Эффектное видео и выводы по ходу проверки во время этого визита Жанна Рябцева выкладывала на своей странице в телеграм-канале, имеющем более 44 тысячи подписчиков. Депутат на повышенных тонах и невзирая на чины, допрашивала всех причастных к строительству и эксплуатации очистных, начиная от «рядовых», заканчивая «генералами» — главой Бурятии, инфраструктурным зампредом Евгением Луковниковым и даже заместителем министра строительства и ЖКХ Алексея Ересько, к слову, приехавшим вместе с Жанной Рябцевой.
«Срок сдачи очистных в Северобайкальске 2025 год. Выполнение ... 22,13% вместо 61,15% по плану. Но это не самое интересное. В городе Ворсма Нижегородской области строительство очистных сооружений мощностью 5000 куб.м./сутки обошлось в 345 млн рублей. Объект сдан в 2020 году, успешно работает... А тут мало того, что цена почти в 10 раз выше, так еще и едва шевелятся», — говорит народный избранник.
Критике подверглась и готовность соответствующих объектов в Улан-Удэ.
«Реконструкция правобережных очистных сооружений канализации, мощность — 130.000 куб.м./сутки. Стоимость объекта: 15 445 440 450 рублей. Сроки реализации: 1 мая 2022 — 15 декабря 2026. Генподрядчик тот же, что и на предыдущем объекте — ФАУ „РосКапСтрой“. Выполнение работ 28.62% ... вместо 92.34% по плану. Отставание по срокам более 260 дней. В ходе проверок выявлены нарушения, требующие приостановки производства работ по монтажу окон; ремонту бетонных поверхностей; армированию, установке опалубки, бетонированию и гидроизоляции конструкций; монтажу металлоконструкций; укладке трубопроводов; обратной засыпке траншей и котлованов и т.д. Ну и вторичное загрязнение, когда на входе вода чище, чем на выходе, это конечно интересно», — отметила Жанна Анатольевна по итогам проверки хода реконструкции очистных сооружений в столице Бурятии.
После её визита Глава Бурятии Алексей Цыденов неожиданно для многих отправился в Нижегородскую область, где в 2020 году в рамках федерального проекта по оздоровлению Волги были построены очистные сооружения мощностью 5 тысяч кубометров сточных вод в стуки. Такие же, какие возводятся сейчас в Северобайкальске.
Побывав там, Цыденов заявил:
«Озвученная в рамках визита депутатом Жанной Рябцевой разница стоимости одинаковых по мощности очистных — 345 млн в Нижегородской области и 3,2 млрд в Северобайкальске — в любом случае требует отдельного детального изучения. Сметная стоимость строительства очистных Северобайкальска, как это предусмотрено законодательством, прошла Государственную экспертизу и получила положительное заключение. Но разница в цене слишком большая. Сделаем построчную сверку», — отреагировал глава Бурятии Алексей Цыденов.
Глава региона аргументировал:
«Первое, что надо отметить, вся страна живет по одним требованиям и нормативам, а Бурятия по другим — по байкальским. И нормативы к стокам для очистных на Байкале установлены отдельным приказом Минприроды России N83. И эти нормы значительно жестче общероссийских. Это приводит к необходимости дополнительного оборудования и технологических процессов при очистке стоков. Не нами эти нормативы установлены, но они есть, и мы вынуждены по ним жить. Все проектные решения и технологические процессы очистных перед утверждением проходят согласование в Научно-техническом совете Минстроя России, который состоит из представителей науки, общественных представителей, производственников и других федеральных экспертов. И по очистным Северобайкальска, и по очистным Улан-Удэ все проектные решения, технология очистки и применяемое оборудование предварительно рассматривались на этом научно-техническом совете и были одобрены. Альтернативных решений предложено не было», — написал Алексей Цыденов в своем телеграм-канале.
На что бесстрашная представительница депутатского корпуса парировала в своём телеграмм-канале:
«Да знали все эту правду. Дело в другом. Зачастую, эту самую правду и „снизу“ не хотят озвучивать, и „сверху“ не хотят слышать. Очень уж она неудобна всем участникам процесса. Потемкинские деревни явление не новое. Но в итоге, по бумагам в Байкал и Волгу стекает чистая, как слеза вода. А в реальности — гниль и грязь. Безусловно, не везде так. Есть успешные примеры и масштабные проекты. Но негатива, объективно, больше. И переломить этот тренд можно только признанием реальной ситуации, персональной ответственностью и неотвратимым наказанием виновных. Других рецептов нет».
Цыденов же говорит о том, что отставанию от графика действительно имеются как объективные, так и субъективные причины. Среди объективных он назвал перепроектирование для замены импортного оборудования на российское, а также дополнительные мероприятия. Что касается субъективных причин, то тут, по словам Алексея Цыденова, все просто: некачественные бетонные работы при заливке аэротенков и необходимость проведения ремонтных работ, и дополнительного лабораторного обследования. И «перевёл стрелки» на подрядчиков.
«Чтобы снизить нагрузку на жителей, а также исключить затраты на строительство очистных еще и на левом берегу Селенги, включили в мастер-план города строительство дюкера (трубопровода) с левого берега на правый к строящимся очистным. Это позволит повысить объём переработки и соответственно снизить себестоимость, приходящуюся на один кубометр перерабатываемых стоков. И уменьшить тариф на услугу для потребителей. При Минстрое России специально создано Федеральное автономное учреждение. Генеральный подрядчик строительства очистных в Северобайкальске и в Улан-Удэ — „РосКапстрой“ — стопроцентная государственная компания. Она определена как центр компетенции по строительству очистных по всей стране. На улан-удэнских и на северобайкальских очистных у нас контракты на строительство заключены с государственным генподрядчиком „РосКапстрой“. Он и ведет работы, и отвечает за качество и сроки строительства».
Ещё один объект, который попал под гнев проверяющих — очистные сооружения в Выдрино.
"Открытие данного объекта было с помпой презентовано президенту Владимиру Путину в марте 2022 года. Объект небольшой, мощность 300 куб.м./сутки, стоимость 84 млн. рублей, водовыпуск в реку Снежная и далее в Байкал, тут менее 1 км. По данным Росприроднадзора, в ходе проверки в октябре 2024 года установлено, что эксплуатируемые очистные сооружения находятся в неисправном состоянии... два года», - отметила Жанна Рябцева.
Цыденов же попытался свалить вину за это на то, что все отходы из септиков и выгребных ям из рядом расположенного села Танхой у Байкала свозятся в Выдрино в концентрированном виде, при том, что «выдринские» очистные по проекту рассчитаны на стоки в жидком, то есть, в разбавленном виде.
«В итоге получающуюся, скажем так, „густую жижу“ и через решетку не пропустить, и насос ее не вытягивает. Поэтому работает помпа, и в целом техпроцесс имеет отклонение от проектного. Но очистка стоков и переработка отходов всё равно происходят и биоочистка, и ультрафиолет и так далее. Водный кодекс требует, чтобы стоки с очистных сбрасывались только в водные объекты. В Выдрино речка Снежная протекает прямо по поселку, в Улан-Удэ — есть река Селенга, в Северобайкальске — река Тыя, а в Танхое, внутри населенного пункта, речки, достаточной по водотоку для сброса в нее очищенных стоков, нет. Речка Переемная находится в полутора километрах, но она не в границах населенного пункта, а в лесном фонде. А по закону об охране озера Байкал перевод земель из одной категории в другую запрещен. И мы не можем даже землю выделить под строительство очистных. Уже не первый год стараемся актуализировать нормы законодательства, чтоб была возможность перевода земель в центральной экологической зоне под строительство очистных», — отметил Цыденов.
Проверка продолжается.
«Продолжаем поездку по Байкалу в рамках парламентского контроля нацпроекта „Сохранение озера Байкал“, Забайкальский край. Поселок Тарбагатай, строительство очистных сооружений, мощность — 50 куб.м./сутки. Стоимость объекта: 54 млн рублей. Сроки реализации: 18 дек 2020 — 15 ноя 2022. Отставание более 700 дней. Замечания, выявленные при строительном контроле, устраняются несвоевременно, значительная часть не устраняется длительное время. Хилок, реконструкция очистных сооружений. Мощность — 1500 куб.м./сутки. Стоимость объекта: 301 млн рублей. Сроки реализации: 11 января 2021 — 15 ноя 2022. Отставание более 700 дней. Прочность железобетонных конструкций в сооружениях для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод не соответствует проектной. Замечания устраняются несвоевременно, значительная часть не устраняется длительное время. Жипхеген, строительство очистных сооружений, мощность — 150 куб.м./сутки. Стоимость объекта: 108 млн рублей. Отставание более 700 дней. Ну здесь даже список недочетов приводить смысла нет, он метровый, мелким шрифтом. По итогу, сотни миллионов рублей успешно „освоены“, дерьмо в Байкал как лилось, так и льется», — пишет парламентарий.
Эта проверка в очередной раз показала, что нацпроект в 127 млрд рублей, инициированный лично Владимиром Путиным, который в более чем десяти регионах РФ должен был снизить объем загрязненных сбросов в Волгу в три раза к концу 2024 года, фактически далёк от выполнения.